Юлия Тишина
Владислав Новый
22.03.2019

Китайские Xiaomi и Huawei готовят масштабное расширение розничных сетей в России. Xiaomi в этом году планирует открыть около 100 магазинов, а Huawei — до 30, хотя, по данным источников "Ъ", в перспективе рассматривает рост и до 200 салонов. Брендам необходимо больше магазинов, чтобы продавать более дорогие устройства, которые пользователи могут оценить только в шоурумах.

Huawei планирует значительно расширить розничную сеть в России, сообщили три источника "Ъ" на рынке связи. По данным одного из них, число монобрендовых салонов компании может увеличиться до 150–200 в перспективе двух лет — сейчас компания ищет партнера для этого проекта, переговоры идут в том числе с Inventive Retail Group (управляет сетями re:Store, Samsung и Sony). В Huawei подтверждают расширение сети, но говорят о более скромных масштабах: как заявили в пресс-службе, в 2019 году компания планирует открыть 20–30 фирменных магазинов в крупных городах России. Сейчас у Huawei в России шесть магазинов и один многофункциональный центр. В Inventive Retail Group отказались от комментариев.

Масштабное расширение готовит и Xiaomi. "В 2019 году в общей сложности мы планируем открыть около 100 магазинов по всей России в тесном сотрудничестве с нашими ключевыми партнерами и дистрибуторами",— рассказали в компании. Розница Xiaomi включает несколько форматов магазинов, включая монобрендовые и мультибрендовые с фокусом на собственной марке. Сейчас в ней 30 магазинов и 29 "островков" в торговых центрах.

Huawei и Xiaomi постоянно наращивают свои доли на российском рынке смартфонов. По данным аналитического центра GS Group, поставки Huawei в Россию с 2016 года выросли в 5,5 раза и достигли 8,84 млн устройств по итогам 2018 года, поставки Xiaomi за тот же период увеличились в 7,2 раза, до 2,3 млн штук.

На рынке сотовых телефонов Huawei по объему поставок в 2018 году заняла второе место после Samsung, а Xiaomi — пятое, уступив также Apple и Nokia, поставлявшей бюджетные кнопочные устройства.

Huawei до сих пор явно отставала в части развития розницы от других лидеров рынка, считает аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. "Развитие фирменной розницы может быть дорогостоящим. Думаю, исходя из этого, компания заложила долгосрочную стратегию в этой области",— отметил он. По мнению эксперта, новые магазины Huawei будут включать в себя не только открытую выкладку устройств и промозоны, но и сервисные центры: такой формат предполагает площадь не менее 50 кв. м и может стоить до 4 млн руб. на открытие салона и около 1 млн руб. в месяц на его обслуживание.

Исходя из доли компании на рынке, Huawei будет недостаточно даже 30 салонов, но если это часть долгосрочной стратегии и компания будет делать упор на качество, то это разумное число, рассуждает экс-гендиректор розничной сети "Ростелекома" Арвидас Алутис. По его оценке, бренду потребуется не менее 100 собственных салонов, чтобы продолжать уверенно наращивать долю: "Сейчас у Huawei появились линейки аппаратов, которые по стоимости соизмеримы с Apple, однако увидеть и оценить их возможности потребители могут только вживую, а для этого нужны магазины-шоурумы". По словам другого собеседника "Ъ", в перспективе компания планирует продавать в рознице не только мобильные устройства, но и технику для "умного дома", а также Smart TV.

Количество монобрендовых салонов стоит ограничить городами-миллионниками, считает президент объединенной компании "Связной-Евросеть" Александр Малис. Он добавляет, что развитие розницы такого формата имеет смысл только для наиболее крупных брендов — с долей рынка не менее 15%, иначе такая сеть будет убыточной.