© ComNews
08.02.2019

Оказание телемедицинских услуг в соответствии с требованиями существующего законодательства скорее затратно, чем прибыльно. Такое мнение высказали некоторые специалисты в ходе круглого стола на Телемедфоруме-2019. Однако не все представители бизнес-сообщества, связанного с телемедициной, с этим согласились и перечислили ряд мер, которые могут способствовать монетизации отрасли. 

Заместитель директора Института педиатрии им. академика Ю.Е. Вельтищева Светлана Моисеенко, выступая на организованном Фондом Сколково Телемедфоруме-2019, заявила о том, что пока оказание телемедицинских услуг затратно. "На сегодняшний день мы должны внедрить у себя все принятые законодательными актами механизмы - обеспечить электронными подписями врачей, выстроить определенные коммуникации, соединить их с нашими информационными системами и т.д.", - перечислила она.

Когда Институт проводил опрос среди пациентов, пользуются ли они телемедицинскими услугами, то меньше 1% ответили утвердительно. Светлана Моисеенко предполагает, что меньшинство использует хорошо разработанные сервисы. Тем не менее в строгом соответствии с законодательством на этом рынке не действует никто.

При этом специалист Института педиатрии Ю.Е. Вельтищева отмечает, что пациент готов платить за телемедицинские услуги. "Ежедневно мы получаем обращения, в которых пациенты просят интерпретировать свои инструментальные данные или высказать точку зрения. Однако взять деньги с такого пациента мы фактически не можем, - объясняет она. - Сначала мы должны заключить с пациентом договор в письменной форме, взять информированное согласие, оплатить услугу в кассе или безналичным способом, выдать ему по окончании консультации необходимое заключение".

Что касается отношений между организациями, то востребованностью пользуются консилиумы (правильность направления пациента, правильность оценки медицинской документации). "Берем ли мы за это деньги сегодня? Нет. Поэтому на сегодняшний день это все-таки затраты", - говорит Светлана Моисеенко.

Медицинский директор Московского международного медицинского кластера Влада Сайфетдинова замечает, что многие действительно считают телемедицинскую услугу затратной. "Тем не менее в цепочку встраивается очень много организаций, для которых она становится не затратой, а экономией в плане реализации своей функции", - говорит Влада Сайфетдинова. В качестве примера она приводит страховые компании, для которых организация телемедицинской консультации, особенно "врач-врач", становится хорошим инструментом экономии. "Им не требуются дополнительные траты на организацию поездки своего пациента в центральные федеральные медучреждения, а есть возможность на местах выполнить необходимый объем исследований и, соединив врачей, получить достаточно качественное заключение, не привлекая к этому дополнительных специалистов", - поясняет специалист.

Сооснователь сервиса BestDoctor Марк Саневич поддерживает позицию Влады Сафетдиновой. По его словам, телемедицина как отдельная услуга не монетизируется нигде в мире. "Везде монетизация происходит за счет B2B. Например, телемедицина - как дополнительная услуга, которая позволяет монетизировать "Медси" (сеть клиник - Прим. ComNews), используя поток абонентов МТС (у ПАО "МТС" и "Медси" есть совместный телемедицинский сервис SmartMed - Прим. ComNews)", - приводит пример он.

Руководитель направления проекта SmartMed Андрей Кузькин, напротив, считает, что телемедицина может стать прибыльной для какой-либо частной клиники из регионов. Например, когда речь идет о возможности заполнения телемедицинскими консультациями свободных слотов, которые появляются у врачей.

Директор по развитию телемедицинского сервиса и клиники "Доктор рядом" Денис Швецов поддержал Андрея Кузькина в том, что телемедицинская услуга не может быть убыточной, если смотреть на нее с разных сторон. Он видит разные источники доходов у разных компаний, участвующих в процессе. "Страховые компании сокращают свои расходы за счет того, что снижается количество очных приемов. Клиники зарабатывают на повышении утилизации времени своих врачей. Телемедицинские провайдеры продают услугу с дополнительной наценкой за счет того, что оказывают более качественный сервис", - объясняет он.

Резюмируя сказанное, модератор круглого стола главный врач Центра диагностики и хирургии заднего отдела глаза Джассер Дорошенко сказал о том, что за телемедицинскими услугами будущее - поскольку это комфортно. "Инвестировать в развитие платформы, базовую инфраструктуру и оснащение клиник с точки зрения предоставления телемедицинских сервисов - это проблема государства. Только оно является основным выгодоприобретателем от ненаступления инвалидности, - говорит Джассер Дорошенко. - Телемедицина - это будущее. Но до тех пор, пока основные выгодоприобретатели будут от этой истории "бегать", она развиваться не будет. Кроме того, нужно снимать регуляторный пресс, который даст возможность врачу работать с пациентом".