© ComNews
11.12.2018

Венчурный фонд Typhoon Digital Development находится в финальной стадии сделки по поглощению ООО "ДартИТ" - российского разработчика CRM-систем, программного обеспечения (ПО) для электронной коммерции, управления продажами и программ лояльности. Крупнейшим клиентом "ДартИТ" является "Ростелеком". Сумма сделки может составить около 750 млн руб.

О готовящейся сделке корреспонденту ComNews рассказали два близких к ней источника. Для Typhoon Digital Development это будет уже вторая покупка разработчика специализированного ПО, ориентированного на телекоммуникационный рынок: в середине октября 2018 г. этот фонд приобрел ООО "НПФ "Беркут" - поставщика биллинговых решений для операторов связи (см. новость ComNews от 19 октября 2018 г.). Одним из основных клиентов "Беркута" является "Tele2 Россия". С учетом того, что "Ростелеком" контролирует 45% уставного капитала "Tele2 Россия", а также упорных слухов о том, что национальный оператор все же консолидирует Tele2, покупка "ДартИТ" позволит фонду Typhoon Digital Development закрепиться в группе "Ростелеком".

"ДартИТ" была основана как подразделение американской фирмы DataArt Enterprises в 2000 г., а c 2001 г. "ДартИТ" осуществляет самостоятельную деятельность. Штаб-квартира компании находится в Перми, также имеются офисы в Екатеринбурге и Москве, а общая численность персонала превышает 160 человек. Согласно данным ЕГРЮЛ, собственниками ООО "ДартИТ" являются шесть физических лиц (как напрямую, так и через пермское ООО "АйТи Инвест Груп"). Крупнейшие бенефициары "ДартИТ" - Дмитрий Артемов (ему напрямую принадлежит 75% ее уставного капитала), генеральный директор "ДартИТ" Константин Быстров (эффективная доля - 10,15%), Михаил Штин (7,95%) и Борис Рудаков (4,65%). По данным одного из источников ComNews, переговоры с Typhoon Digital Development от имени всех собственников ведет Константин Быстров.

Согласно данным Росстата, выручка "ДартИТ" в 2017 г. превысила 288,7 млн руб., а в 2016 г. - 269,3 млн руб. Источники ComNews говорят, что сумма сделки составит около 750 млн руб. Таким образом, получается, что стоимость ООО "ДартИТ" оценена в три годовые выручки. "При помощи мультипликаторов прибыльную российскую ИТ-компанию с оборотом уровня "ДартИТ" можно было бы оценить в 720-810 млн руб.", - подтверждает справедливость оценки аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын.

"Цена оправданна в случае, если у покупателя уже есть планы по существенному расширению клиентской базы, что позволит компании достаточно быстро увеличить финансовые показатели. Если опираться на данные СПАРК, в 2017 г. компания получила прибыль в размере 49 млн руб., в результате чего продажа проходит по соотношению "цена/прибыль" на уровне 15. Из аналогов можно привести компанию LUXSOFT, у которой данное соотношение составляет примерно 13", - отметил главный аналитик Департамента стратегии и проектов развития ПАО "Промсвязьбанк" Богдан Зварич.

По собственной информации "ДартИТ", ее основными клиентами являются ПАО "Ростелеком" (включая "ОнЛайм"), ПАО "Сбербанк России", ФГКУ "ФЦИ при ЦИК России", ФГУП "Почта России", АО "ЭР-Телеком Холдинг", АО "Аммоний", ПАО "МГТС". Один из источников пояснил корреспонденту ComNews, что желание собственников продать "ДартИТ" связано с необходимостью диверсификации в наращивании клиентской базы и, как следствие, в получении новых заказов. "За счет продажи фонду Typhoon компания "ДартИТ" рассчитывает не только укрепить позиции в группе "Ростелеком", но и получить доступ к клиентской базе в других отраслях, в которых фонд имеет хорошие позиции, прежде всего в ретейле, банковской и транспортной сферах", - говорит источник.

Управляющий партнер Typhoon Digital Development Олег Братишко отказался от комментариев о сути сделки с ООО "ДартИТ". Он сказал лишь, что возглавляемый им фонд специализируется на покупке специфических и недооцененных технологических компаний.

Не стал комментировать возможность продажи ООО "ДартИТ" и ее крупнейший собственник Дмитрий Артемов. Он только отметил, что с каждым клиентом "ДартИТ" выстраивает необходимый тип сотрудничества - в зависимости от потребностей и необходимости доработки и развития базовых продуктов. "Поэтому процесс pre-sale для нового клиента у нас долгий - иногда он достигает двух лет", - заключил Дмитрий Артемов.

"На мой взгляд, приобретение ООО "ДартИТ" - это стратегическое решение для фонда Typhoon. И у "Беркута", и у "ДартИТ" есть свои продукты, а у "ДартИТ" - еще и хороший опыт внедрения в "Ростелекоме". Поэтому консолидация их компетенций может дать неплохую синергию, причем обе компании смогут предложить новые отечественные продукты своим заказчикам, которые от этого только выиграют, - полагает генеральный директор ООО "Философия.ИТ" Михаил Нелькин. - Консолидация подобных продуктовых компаний - тренд во всем мире, так что если сделка по покупке "ДартИТ" будет завершена - это позитивная новость для российского рынка".

"Фонды часто формируют портфель из синергетически связанных компаний, поскольку это может увеличить стоимость портфеля в целом. Одна и та же корпорация в качестве крупнейшего клиента не является фактором, повышающим оценку, хотя может в перспективе выступить стратегическим инвестором или покупателем", - комментирует Леонид Делицын из ГК "Финам".

"ДартИТ" имеет одного основного клиента - "Ростелеком". Учитывая, что фонд Typhoon ранее купил другую компанию, активно работающую с Tele2, он должен быть уверен в том, что заказчик не уйдет и продолжит работать с собираемым тандемом "ДартИТ" и "НПФ "Беркут", - говорит Богдан Зварич из Промсвязьбанка. - При этом отсутствие диверсификации по клиентской базе - определенный риск для "ДартИТ" и ее владельцев".

Представитель крупного участника телекоммуникационного рынка, попросивший ComNews об анонимности, предполагает, что стратегической целью фонда Typhoon Digital Development является консолидация нескольких отечественных технологических компаний в наиболее важных сферах для "Ростелекома" и системная работа с этим национальным оператором. "В "Ростелекоме" по-прежнему функционирует множество систем и решений из прошлого, доставшихся вместе с многочисленными слияниями и поглощениями. Национальному оператору в любом случае придется наводить порядок в этом хозяйстве, а с учетом западных санкций приоритетом для него являются российские разработки. Пока крупным отечественным поставщиком решений для "Ростелекома" является питерский "Петер-Сервис", но его продукты дороги и сложны, не говоря уже о том, что эта компания аффилирована с "МегаФоном". Поэтому у Typhoon есть все шансы наладить масштабное сотрудничество с группой "Ростелеком", - рассуждает он.