Заместитель председателя правительства РФ Максим Акимов и председатель Фонда "Сколково" Аркадий Дворкович (справа) на форуме "Открытые инновации 2018"
© ComNews
16.10.2018

В национальный проект "Цифровая экономика Российской Федерации", который будет презентован сегодня, 16 октября 2018 г., на форуме "Открытые инновации", реальный сектор не попал. По замыслу правительства РФ, программы цифровизации отдельных отраслей экономики будут создавать и курировать профильные министерства. При этом эксперты Всемирного банка отмечают, что в России, в отличие от США, культура открытых инноваций пока слаба и централизация подобной программы на уровне государства имеет большое значение.

Отвечая на вопрос корреспондента ComNews на пресс-конференции, открывшей 15 октября "Открытые инновации 2018", заместитель председателя правительства РФ Максим Акимов (на фото слева) сообщил, что наука, образование и здравоохранение в части цифровизации будут продвигаться в рамках национальных проектов. "А цифровизация строительства, транспорта, логистики, промышленности - это будут ведомственные проекты, лидерами которых станут профильные министерства, - сказал Максим Акимов. - Цифровизация - это не про ИТ, а про перестроение бизнес-процессов под воздействием данных. Это касается самой сути данных отраслей".

Что касается национального проекта "Цифровая экономика Российской Федерации", то в нем, по сравнению с одноименной программой, которую правительство РФ утвердило 28 июля 2017 г., появится только один новый раздел - "Государственное управление". Максим Акимов подтвердил, что объем инвестиций в этот нацпроект из федерального бюджета составит 1,08 трлн руб., при этом он подчеркнул, что это - дополнительное финансирование: правительство ожидает поступления сравнимой суммы из внебюджетных источников. Кроме того, правительство РФ прогнозирует вложения и со стороны региональных бюджетов - как отметил Максим Акимов, "субъекты Федерации активно продвигают цифровую повестку".

Между тем ведущий консультант глобальной практики по цифровому развитию Всемирного банка Ася Рудковская считает: "Рискованно отдавать программы цифровой трансформации секторов экономики на откуп отраслевым министерствам". Она отмечает слабость многих отраслей российской экономики в цифровизации и указывает на то, что при распределении этой задачи по отдельным федеральным органам исполнительной власти существует риск нестыковки с другими секторами экономики. "Важность связей на горизонтальном уровне нельзя не учитывать, - говорит Ася Рудковская. - Недостаточно дать задачу министерствам и сказать: "Это ваше дело". Важен механизм межотраслевого взаимодействия и объединения".

В докладе о развитии цифровой экономики в России под названием "Конкуренция в цифровую эпоху: стратегические вызовы для РФ", который Всемирный банк представил 15 октября 2018 г. на "Открытых инновациях", отмечено, что в России "горизонтальные связи и сотрудничество между основными игроками остаются слабыми". Среди рекомендаций по госполитике в этом документе указано "укрепление связей по горизонтали между различными отраслями, создание межотраслевых групп, ориентированных на внедрение инноваций, которым поручено оценивать возможности применения новых технологий в различных отраслях экономики".

Хотя коллега Аси Рудковской старший координатор программ Всемирного банка Олег Петров высказал иное мнение: "Нельзя объять необъятное, как сказал Козьма Прутков. Невозможно закрыть все вопросы одной национальной программой. Вопросы отраслевой трансформации разумно решать в рамках отдельных программ".

Ему вторит председатель совета директоров Института развития информационного общества (ИРИО) Юрий Хохлов: "Ведомственные программы не так и плохи, и они координируются с шестью направлениями проекта "Цифровая экономика РФ". Кроме того, задачи координации будут решаться на уровне правительственной комиссии по цифровому развитию, созданной на базе бывшей правкомиссии по использованию информационных технологий, президиума этой комиссии и АНО "Цифровая экономика". Юрий Хохлов уточнил, что центры компетенции АНО "Цифровая экономика" рассматривают и ведомственные (отраслевые) проекты, приведя в пример программу "Цифровое сельское хозяйство", которая несколько раз возвращалась на доработку и в итоге превратилась в сильный документ.

Ася Рудковская подчеркивает, что государства - индустриальные лидеры принимают стратегии цифровизации промышленности, но каждое идет своим путем. Так, Китай принял программу Made in China 2025, которая является централизованной государственной моделью: правительство КНР вкладывает в нее $300 млрд. Программа Industrie 4.0 в Германии представляет собой смешанную государственно-частную модель: государственные инвестиции в нее составляют 400 млн евро.

В США ответственность за цифровую трансформацию промышленности взял на себя Industrial Internet Consortium (IIC). Его учредили в марте 2014 г. американские компании AT&T, Cisco, General Electric, IBM и Intel, а ныне членами IIC являются 219 компаний из разных стран мира, включая китайские Huawei, ZTE, China Mobile и China Telecom, индийские Infosys и Wipro, японские Mitsubishi Electric Corporation, Mitsubishi Heavy Industries и NEC Corporation, а также российские "Ростелеком" и "Лаборатория Касперского" (правда, в лице британской "дочки" Kaspersky Lab UK Ltd.). IIC получает основные средства от частного сектора, хотя среди его источников финансирования есть и американские правительственные структуры, и ГЧП, и даже иностранные правительства. "В США процесс цифровизации промышленности идет снизу вверх, без участия государства, но там это позволяет делать культура открытых инноваций в бизнесе", - подчеркнула ведущий консультант глобальной практики по цифровому развитию Всемирного банка.

По мнению Аси Рудковской, двигателем преобразования реального мира в цифровой являются цифровые платформы. По определению Марко Сеппанена, главы исследовательской группы Технологического университета Тампере (Финляндия), цифровые платформы - это "многосторонние рынки, использующие бизнес-модели, которые позволяют производителям и пользователям вместе создавать ценности, взаимодействуя друг с другом". Цифровые платформы появляются во всех отраслях и в государстве, при этом Ася Рудковская считает их промежуточным этапом: "Далее все платформы должны соединиться друг с другом и стать единым цифровым миром".

На первом заседании Совета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации, состоявшемся 1 августа в городе Гусеве Калининградской области (см. новость ComNews от 6 августа 2018 г.), председатель Счетной палаты РФ и председатель совета Центра стратегических разработок Алексей Кудрин сообщил, что в России действует 340 государственных информационных систем (ГИС), причем данные во многих из них не стыкуются с другими ГИС по форматам и актуальности. Правда, Юрий Хохлов из ИРИО не считает ГИС цифровыми платформами: "Это классический пример ситуации, когда мы пытаемся назвать новым термином то, что уже было раньше. Ни одна ГИС не является цифровой платформой, так как просто оцифровывает прежние бизнес-процессы и регламенты. Нужно создавать полноценную цифровую платформу правительства России - в этом задача нового раздела "Государственное управление" нацпроекта "Цифровая экономика РФ".

Юрий Хохлов добавил, что для страны важно иметь национальную стратегию управления данными, которая учитывала бы интересы всех сторон - государственного и частного секторов, а также граждан. "Важно научиться управлять данными как стратегическим активом", - резюмировал Олег Петров из Всемирного банка.

Все эти новые подходы требуют значительной корректировки законодательства. Виктор Вексельберг, президент фонда "Сколково", заявил: "Для цифровой экономики чрезвычайно важно создание законодательной базы, которая служит основой для реализации передовых технологических решений, и я считаю, что государство очень правильно подходит к этому вопросу. В частности, фонд "Сколково" в рамках этой инициативы отвечает за создание регуляторной базы. Уже подготовлено более 40 законов, которые будут регулировать развитие цифровой экономики в различных сферах, и на подходе - еще 70 законов".