© ComNews
09.10.2018

Подразделение ПАО "Северсталь" - Severstal Ventures, занимающееся развитием венчурных проектов в области новых производственных технологий и материалов, инвестировало в зарубежный фонд Chrysalix RBV GP Ltd. (Chrysalix RoboValley), специализирующийся на инновациях в энергоемких отраслях. Источники сообщают, что объем инвестиций Severstal Ventures в Chrysalix RoboValley составил несколько миллионов долларов.

Severstal Ventures было создано как специальное подразделение "Северстали" в 2018 г. для развития венчурных проектов в области новых производственных технологий и материалов. Задача Severstal Ventures - привлечение технологий и проектов с высоким потенциалом как через инвестиции в профильные венчурные фонды, так и работая с проектами напрямую.

Chrysalix RoboValley будет специализироваться на инвестициях в интеллектуальные системы и платформы автоматизации, включая такие сферы, как искусственный интеллект (AI), робототехника, машинное обучение, интернет вещей (IoT), а также в создание новых материалов и специальных технологий для цифровой трансформации крупных промышленных компаний. Chrysalix RoboValley находится под управлением Chrysalix Venture Capital, который инвестирует в инновационные проекты энергоемких отраслей, таких как металлургическая, нефтегазовая, транспортная, химическая и т.д.

Управляющий партнер Chrysalix Venture Capital Фред ван Бьюнинген рассказал, что многие отрасли сегодня сталкиваются с проблемами, требующими инновационных решений, которые могут одновременно снизить издержки при повышении производительности и устойчивости. "Искусственный интеллект (AI) ведет нас к четвертой промышленной революции, характеризующейся киберфизическими системами. Связь с датчиком, IoT и виртуализация имеют огромное влияние на то, что мы производим и покупаем, на то, как разрабатываются эти продукты и услуги, а также на характер самой работы", - уточнил Фред ван Бьюнинген.

Источник, знакомый с деталями сделки, рассказал, что инвестиция Severstal Ventures в фонд Chrysalix RoboValley составила несколько миллионов долларов.

"Мы рады участвовать в первом раунде нового фонда Chrysalix Venture Capital совместно с другими корпорациями, которым важен устойчивый рост за счет приоритетного доступа к лучшим мировым технологиям. "Северсталь" находится в постоянном поиске прорывных технологий, которые позволили бы нам сохранить мировое лидерство по себестоимости среди металлургических компаний за счет оптимизации производственных процессов, а также создания уникальных продуктов для дальнейшего увеличения доли в отдельных секторах", - заявил директор АО "Северсталь Менеджмент" по развитию бизнеса и корпоративным проектам Андрей Лаптев.

Начальник управления по работе с венчурными проектами "Северстали" (руководитель Severstal Ventures) Егор Гоголев рассказал о том, почему именно фонд Chrysalix RoboValley был выбран для инвестирования: "Chrysalix RoboValley находится под управлением Chrysalix Venture Capital - ведущего в мире венчурного фонда, специализирующегося на инновационных проектах энергоемких отраслей, таких как металлургическая, и фонд инвестирует в эти отрасли с 2001 г. За это время фонд накопил компетенцию в этой области и сформировал репутацию лидера, что обеспечит нам доступ к лучшим мировым технологиям. Кроме этого, фонд давно работает с крупными корпорациями и хорошо понимает что нам необходимо, а к последнему фонду присоединились крупные майнинговые и нефтегазовые компании, с которыми у "Северстали" много общих интересов".

Егор Гоголев также рассказал, что Severstal Ventures не исключает в дальнейшем инвестиции в российские венчуры. "Более того, ведутся переговоры с российскими фондами, институтами и напрямую со стартап-командами. В скором времени от нас можно ожидать новостей и по этому направлению. Но пока в России не сформировались команды с близкими к Chrysalix компетенциями, репутацией и связями", - отметил он, добавив, что инвестиция в венчурные фонды является второй для "Северстали". Первой стала инвестиция в Pangaea Ventures Fund IV, LP ("Pangaea IV"). Pangaea IV находится под управлением Pangaea Ventures Ltd., венчурного фонда, специализирующегося на инновационных проектах в области современных материалов (advanced materials). Инвестиция была осуществлена дочерней компанией "Северстали" Melsonda Holdings Ltd.

Егор Гоголев пояснил, что инвестиция в фонд Chrysalix RoboValley откроет Severstal Ventures доступ к большому пайплайну проектов в области интеллектуальных систем и платформ автоматизации, включая такие сферы, как искусственный интеллект (AI), робототехника, машинное обучение, интернет вещей (IoT), а также в создание новых материалов и специальных технологий для цифровой трансформации крупных промышленных компаний. "Мы уже начали работать с некоторыми компаниями из текущего портфеля фонда и внимательно следим за новыми. Есть вероятность, что в какие-то из них мы будем инвестировать напрямую", - добавил Егор Гоголев.

По его словам, у Severstal Ventures нет технических ограничений по размеру фонда, так как он не является фондом в классическом понимании. "Планируется, что инвестиции Severstal Ventures на первом этапе будут составлять не более $20-25 млн в год. Нам наиболее интересны проекты в области новых производственных технологий и материалов, строительстве, а также технологии в области энергетики и энергоэффективности", - подчеркнул Егор Гоголев.

Говоря о возврате инвестиций, он подчеркнул, что поскольку в данном случае речь идет не об инвестиции в оборудование, например, а о венчурном фонде, то возврат зависит от рыночных условий. "Инвестиционный период фонда - пять лет, далее возврат в соответствии с  выходом фонда из портфельных компаний", - добавил Егор Гоголев.

Аналитик ИК "Фридом Финанс" Анастасия Соснова рассказала, что в развитых странах самыми крупными инвесторами в развитие инновационных технологий являются корпорации, тогда как в России - государство. "Государство остается активным игроком на российском рынке и по сей день", - подчеркнула Анастасия Соснова.

По ее словам, еще в 2015 г. на долю корпоративных фондов во всем мире приходилось не более 10% всего объема инвестиций бизнеса. "Но сегодня рынок корпоративных фондов в тренде, он стремительно развивается. Отмечено, что в 2017 г. в мире открылось 150 новых корпоративных венчурных фондов", - отметила Анастасия Соснова.

Она также уточнила, что в России в первом полугодии 2018 года насчитывалось 18 корпоративных фондов совокупным объемом $586 млрд. По словам Анастасии Сосновой, более 80% всех инвестиций фондов осуществляются в информационно-коммуникационные технологии. "Основной проблемой венчурных инвестиций в России можно назвать неопределенность с их монетизацией", - добавила аналитик.

Эксперт-аналитик АО "Финам" Алексей Калачев рассказал, что создание корпоративных фондов сегодня - мировая тенденция. "Практически у каждой крупной национальной или глобальной корпорации имеется свой венчурный фонд, а то и целое семейство фондов. Таким образом крупный бизнес пытается удержаться на гребне волны научно-технического прогресса и сработать на технологическое опережение конкурентов", - пояснил он.

По мнению Алексея Калачева, Россия пока отстает в сфере создания корпоративных фондов. "В 2016 г. доля российских венчурных фондов на мировом рынке инвестиций составляла лишь около 0,1%. Тогда в РФ было 178 венчурных фондов, из них лишь 15 - корпоративных. К началу второй половины 2018 г. в РФ было уже 203 венчурных фонда, а доля корпоративных выросла с 11% до 13%: в 2017 г. добавилось два фонда, а в 2018 г. добавился еще один. Это как раз подразделение Severstal Ventures, созданное "Северсталью" в мае. Такие данные приводит Российская ассоциация венчурного инвестирования - РАВИ", - пояснил Алексей Калачев. "Вкладываясь в зарубежные проекты или в зарубежные фонды, компании в числе прочего могут решать задачу трансферта технологий, не опасаясь санкционных ограничений", - добавил он.

Как пояснил Алексей Калачев, по данным РАВИ, в 2017 г. объем инвестиций российских венчурных фондов составил $125 млн, не изменившись по сравнению с 2016 г. "Но структура этих инвестиций претерпела изменения: доля вложений в информационно-коммуникационные технологии снизилась с 77% до 58%, в биотехнологии - с 9% до 7%, а доля вложений в промышленные технологии выросла с 8% до 22%, по-видимому, за счет активизации импортозамещения в нефтегазовом секторе. Инвестиции в прочие секторы в совокупности составили около 13%. Объем инвестиций корпоративных венчурных фондов в прошлом году, по данным РАВИ, составил $7 млн по сравнению с $6 млн в 2016 г., при этом все они были направлены в ИКТ", - рассказал Алексей Калачев.

По мнению Алексея Калачева, существующих фондов явно недостаточно для быстрого роста стартапов, и в этом - не их вина. "Венчурные инвестиции - рискованный бизнес, он требует определенного азарта и прежде всего желания опередить конкурентов, а также четкого видения места своей компании в будущем. Конкуренция в корпоративном секторе РФ среди крупных компаний не настолько остра, да и уверенности в своем светлом завтра хватает не всем. Инвестиционная атмосфера не слишком азартна для рискованных вложений с неизвестным результатом, поэтому крупные корпорации предпочитают приобретать проекты в более поздней стадии реализации, когда есть готовый продукт или технология, которую можно быстро внедрить", - пояснил Алексей Калачев.

Заместитель генерального директора - инвестиционный директор, член правления РВК Алексей Басов рассказал, что согласно последним данным Global Corporate Venturing, по итогам 2017 г. объем сделок с участием корпоративного капитала в мире превысил $100 млрд. "Это новый рекорд. А всего в 2017 г. в мире было создано 150 новых корпоративных венчурных фондов. Эти данные говорят о том, что все больше компаний сегодня понимают, что корпоративный венчурный фонд - это способ вывести бизнес на новый уровень операционной эффективности. Уверен, что они способны составить частным достойную конкуренцию и выведут венчурный рынок на следующий, более зрелый этап развития. Это очень важный сдвиг, который закроет сразу несколько брешей в классическом инвестиционном цикле", - подчеркнул Алексей Басов.

По его словам, корпоративные венчурные фонды инвестируют в интересах определенной корпорации или в интересах определенной отрасли. "Эти интересы и определяют географию проектов. Например, рекордной сделкой для отрасли стали инвестиции в CityMobil со стороны Mail.Ru Group и ПАО "МегаФон". Среди других активных инвесторов могу выделить такие компании, как ПАО "Мобильные ТелеСистемы" и "Северсталь", - подчеркнул Алексей Басов.

Алексей Басов рассказал о своем видении того, что нужно делать отечественным стартапам, чтобы в них более активно вкладывались российские корпоративные фонды. "Корпорация хочет получить от инвестиции синергию для основного бизнеса. Поэтому важно, чтобы продукт отвечал потребностям бизнеса. Основной поток инвестиций в ближайшие годы пойдет в построение цифровой экономики, а также в такие отрасли как добывающая и тяжелая промышленность, энергетика, транспорт, образование, медицина, ОПК, девелопмент, космос, сельское хозяйство", - уточнил Алексей Басов.

Директор по работе с портфельными компаниями ФРИИ Сергей Негодяев рассказал, что многие частные и государственные корпорации в последние два года заявляли или планировали запуск корпоративных фондов. "Ярким примером является Skolkovo Ventures, чьими инвесторами являются крупные корпорации. Как мы знаем, в "Северстали" действует уже несколько инвестиционных структур", - добавил Сергей Негодяев.

По словам Сергея Негодяева, собственный фонд или инвестиция в другой фонд - это хороший и недорогой инструмент как для получения доступа к потоку перспективных проектов, так и возможность для создания новых и нестандартных точек роста для самой корпорации. "Работа стартапа с корпоративным фондом мало чем отличается от работы с классическим венчурным фондом. Нужно очень четко понимать инвестиционную стратегию такого фонда и задачи, которые перед ним ставят инвесторы в лице корпораций. Если проект успешно решает или может решать такие задачи, то нужно отправлять заявки и устраивать встречи с лицами, принимающими решения в таком фонде, и аргументированно показывать, как такой проект может быть полезен корпорации", - пояснил Сергей Негодяев.