© ComNews
17.09.2018

Group-IB, международная компания по предотвращению и расследованию киберпреступлений, оценила объем рынка интернет-пиратства в России за 2017 г. По данным экспертов, его рост составил 21% по сравнению с предыдущим годом и достиг $85 млн.

Аналитики подсчитали, что количество запросов в поисковых системах на просмотр бесплатного видеоконтента составил за год почти 10 млрд. "Таким образом, примерно, исходя из суммарной аудитории интернета прошлого года по России - около 90 млн, на каждого пользователя в среднем приходится порядка 110 просмотров пиратских копий кинокартин. Рост числа краж контента с экранов кинотеатров привел к тому, что количество пиратских копий фильмов составило 211 единиц в 2017 г., что более чем в шесть раз превышает показатель годом ранее - 33 "экранки". При этом только за первые девять месяцев 2018 г. количество опубликованных "экранок" уже перевалило за отметку в 280 копий. Таким образом, почти каждая кинокартина, вышедшая в 2018 г. в прокат, была скопирована пиратами и выложена в Сеть", - приводят результаты анализа данных в пресс-службе Group-IB.  

Эксперты Group-IB отмечают, что явление интернет-пиратства расширяется и становится налаженным бизнесом со своей технологической платформой. "Прошедший год показал, что для быстрой доставки фильмов и сериалов до пользователей, упрощения схемы монетизации и автозаполнения сайта нелегальным видеоконтентом все чаще используется технология CDN (Content Distribution Network - сеть доставки контента). Как правило, пиратская CDN объединяет множество серверов по всему миру со специализированным ПО, которые ускоряют "отдачу" контента конечному пользователю. При этом инфраструктура CDN создается таким образом, чтобы время ответа посетителям сайта было минимальным: если пользователь из Москвы хочет скачать заинтересовавшее его видео - включится ближайший к Москве сервер сети CDN, если из Дели - ближайший по локации к Индии", - рассказал специалист пресс-службы Group-IB.

"Создание и активное распространение собственных пиратских сетей CDN стало главным и наиболее опасным трендом функционирования пиратских порталов, - считает руководитель департамента инновационной защиты бренда и интеллектуальной собственности компании Group-IB Андрей Бусаргин. - Если раньше пиратам приходилось тратить значительные ресурсы на составление базы видео и фильмов для размещения их на портале, то появление CDN-сервисов дает возможность быстро и просто заполнять страницу сайта разноплановым видеоконтентом хорошего качества. Если говорить о крупной сети дистрибуции фильмов и сериалов в России, то общее количество файлов в базе только одного пиратского CDN-сервиса превышает 300 тыс., что занимает более 5 ПБайт серверного пространства. При этом стоимость ежемесячного содержания подобной инфраструктуры составляет порядка $100 тыс.".

"Сегодня фактически любой желающий может создать свой пиратский ресурс с помощью доступного автоматического скрипта и подключить модуль, упрощающий размещение контента: на новой странице появится рабочий плеер от пиратского CDN, посредством технологии которого уже организована возможность быстрой отдачи контента пользователю. Дальше остается только настроить SEO для оптимизации поиска. Доступ к обширной базе контента, с одной стороны, и понятная схема монетизации - с другой, позволяют создать пиратский сайт под ключ за какие-то 10-15 минут", - добавляет Андрей Бусаргин.

Специалисты Group-IB подсчитали: суммарный объем трафика видеопиратов за 2017 г. вырос на 12% и продолжает расти. Прибыль пираты получают в основном от контентной рекламы. Эксперты компании выяснили, что более 75% рекламного трафика приходится на поисковые системы. "Рекламные ролики на пиратских ресурсах также размещаются через CDN-провайдеров и "вклеиваются" в видеоряд. Объем встраиваемой рекламы позволяет сделать однозначный вывод: сегодня главными рекламодателями пиратских фильмов и сериалов являются онлайн-казино и игровые сайты. Средний заработок пиратов за 1000 просмотров составляет $3. Таким образом, среднемесячный доход с крупных пиратских сайтов может достигать $10 тыс. Любопытно, что на само создание пиратского ресурса уходит порядка $240, а значит, его окупаемость начинается уже с 80 тыс. просмотров видео на портале", - приводят статистику в пресс-службе Group-IB.

"Несмотря на безусловные достижения государства и индустрии в борьбе с пиратством в России, нелегальное распространение видеоконтента пока еще показывает растущую динамику, а текущий год и вовсе может поставить антирекорды по количеству просмотров фильмов и сериалов на пиратских сайтах, в том числе благодаря CDN. Как и в любом другом развивающемся бизнесе, пираты стремятся привлечь потребителей за счет создания новых видов услуг, широкого выбора фильмов и сериалов, а также повышения качества картинки. Очевидно, что пираты готовы вкладывать значительные ресурсы в создание технологической базы, а значит, их бизнес по-прежнему приносит доход, позволяющий с лихвой окупать затраты на поддержание такой инфраструктуры. Необходимо продолжать активную борьбу с нелегальными сервисами на всех уровнях: потенциал роста рынка легального просмотра огромен, его важно реализовать", - подвел итог Андрей Бусаргин.

Оценивая статистику, приведенную специалистами компании Group IB, генеральный директор онлайн-кинотеатра Okko Иван Гродецкий отметил, что $85 млн - это вполне адекватная цифра, но куда более интересен размер ущерба и то, насколько больше мог бы быть рынок легального смотрения без активного воздействия пиратов на него. "Счет идет на сотни миллионов долларов", - рассказал он корреспонденту ComNews. Иван Гродецкий считает не совсем корректным, что поисковые запросы приравнены к просмотрам. "Очевидно, что есть те пользователи, которые смотрят сотни фильмов в год, какие-то из них - на пиратских ресурсах, какие-то - нет. Из 90-миллионной аудитории интернета большая часть смотрит нелегальный контент. Но речь не идет о 110 просмотрах. Это какие-то два-пять фильмов в год, так как многие просто не успевают смотреть больше", - добавляет он.

Вызывают сомнение у Ивана Гродецкого и цифры по количеству "экранок" за 2016 г. "Предполагаю, что их сотни, а не 33, как об этом сказано у Group IB", - сообщил он. 

Коммерческий директор онлайн-кинотеатра TVzavr Варвара Давыдова, сообщает, что в последние годы принято немало законодательных инициатив, направленных на борьбу с нелегальными видеоресурсами в интернете. Однако несмотря на это пиратство остается самой главной проблемой для игроков рынка легального онлайн-видео, не дает выстроить в этом сегменте полноценную конкурентную среду. "На мой взгляд, значимый эффект на пиратов могут оказать только экономические меры. Основным источником доходов нелегальных игроков является реклама. Если рекламодатели откажутся от размещения своих роликов на пиратских сайтах в пользу, например, легальных онлайн-кинотеатров, то, думаю, это может сильно улучшить ситуацию с пиратством в отрасли. Также эффективной мерой будет удаление нелегальных ресурсов из поисковой выдачи", - рассказала корреспонденту ComNews свое видение решения проблемы по борьбе с пиратами Варвара Давыдова.    

Иван Гродецкий считает, что в индустрии и действующем законодательстве правильно было бы провести явную черту между легальными сервисами и всеми остальными. "И уже по этому принципу более активно принимать меры к ресурсам, которые не входят в список легальных", - подводит он итог.

С правовой стороны рассмотрел ситуацию заместитель руководителя юридического отдела Reg.ru Павел Патрикеев. Он отмечает, что интернет-пиратство - показатель общей правовой культуры населения, а также флюгер социально-экономического положения граждан, их достатка. Он видит два пути борьбы, которые исторически в тех или иных соотношениях применяются борцами с онлайн-пиратством во всех странах мира. "Первый - это административно-пресекательные меры - совершенствование технических мер мониторинга, показательные процессы и облавы на пиратов, внедрение более жестких санкций за пиратство и введение новых видов ответственности). Второй включает в себя меры, направленные на стимулирование социально приемлемого поведения и маргинализацию девиантного, противоправного. Это происходит посредством создания лучшего сервиса, развития рынка легальных онлайн-кинотеатров, повышения общественной осведомленности об удобных сервисах и уменьшения издержек для пользователей при работе с ними, в том числе экономических. А также за счет стигматизации, "шейминга" интернет-пиратства и образа интернет-пирата", - рассказал корреспонденту ComNews Павел Патрикеев. 

Павел Патрикеев считает, что в России одним из последних правовых трендов является расширение правового инструментария для правообладателей по досудебной или судебной блокировке индивидуальных пиратских сайтов, появление механизмов для прекращения их выдачи в поисковых системах, блокировки копий сайтов, постоянной блокировки ресурса в случае множественных нарушений. "Следовательно, одной из линий продолжения борьбы правовыми средствами может стать дальнейшее внедрение мер, направленных на массовые блокировки пиратских ресурсов - например, через создание специальных реестров администраторов-пиратов с множественными рецидивами, формирование компетентных организаций по массовому отслеживанию таковых нарушений, имеющих право на предоставление предписаний доменным регистраторам или хостинг-провайдерам на снятие с делегирования домена или блокировку ресурса. Более радикальный и, скорее всего, менее действенный вариант - путь дальнейшей криминализации посредством введения нового уголовного состава в главу 26 УК РФ или расширение ст.176 о нарушении авторских и смежных прав", - рассказывает корреспонденту ComNews Павел Патрикеев.

Генеральный директор ассоциации "Интернет-видео" Алексей Бырдин сожалеет, что текущий вариант борьбы с пиратством не привел к снижению трафика. Рост потребления пиратских кинолент, как ему кажется, обоснован доступностью ШПД и увеличением интереса к видеоконтенту во всем мире, и Россия - не исключение. Что касается оценочных значений по результатам исследования Group IB, Алексей Бырдин сообщил, что данные ассоциации схожи с этими оценками объема рынка пиратства. "Мы сами делали такие замеры в 2016 г. и тоже приходили к таким цифрам. Порядок цифр абсолютно справедлив", - прокомментировал он.

По поводу борьбы с интернет-пиратством Алексей Бырдин считает, что нужно снизить доступ к незаконным сайтам. "Сейчас перейти на пиратский ресурс легко за счет доступности ссылок в поисковиках. В РФ долгое время отсутствовал механизм удаления ссылок из поисковых систем. В американском законодательстве такая практика есть и дает хорошие результаты. Мы только сейчас к этому идем. То есть первоочередная задача в борьбе с пиратством - чтобы поисковые системы удаляли ссылки на пиратские сайты", - объясняет он.

Напомним, что судебное разбирательство с поисковой системой "Яндекс" по поводу удаления ссылок на нелегальные ресурсы уже происходило (см. новость ComNews от 30 августа 2018 г.). Московский городской суд постановил, что "Яндекс" должен удалить из списка выдачи пиратских копий четыре сериала и шоу, принадлежащие нескольким телеканалам "Газпром-медиа", - ТНТ, ТВ-3, 2x2, "Супер". В результате "Яндекс" удалил ссылки, но сообщил, что будет обжаловать решение суда, так как оно противоречит нормам законодательства РФ. "В соответствии с ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" механика такова: пиратский контент блокируется на стороне владельца сайта и на так называемых зеркалах этого сайта. Требования блокировки не распространяются на поисковики. Система работает так уже давно", - следует из сообщения "Яндекса". Из-за удаления ссылок на пиратские страницы могли пострадать и легальные сайты. Поскольку поисковая система "Яндекс" не может наверняка распознать спорный контент или легальный, среди удаленных ссылок могут быть ссылки на ресурсы с легальным контентом (см. новость ComNews от 3 сентября 2018 г.).