© ComNews
13.03.2018

Оператор фиксированной связи NetByNet (ООО "Нэт Бай Нэт Холдинг", 100%-ная "дочка" "МегаФона") передал на аутсорсинговое обслуживание свои сети связи в столице. Аутсорсером выступило АО "НВБС", акционером которого  является интернет-провайдер ГК "Зеленая точка". В дальнейшем оператор планирует масштабировать опыт аутсорсингового обслуживания на другие регионы присутствия NetByNet.

О том, что NetByNet отдал сети на аутсорсинговое обслуживание АО "НВБС", корреспонденту ComNews сообщил источник на телеком-рынке. В пресс-службе NetByNet эту информацию подтвердили. Представитель оператора уточнил, что по текущему договору АО "НВБС", который был выбран на основе конкурса, оказывает услуги по подключению новых клиентов, ремонту и обслуживанию существующей сети в некоторых районах Москвы. 

"Процесс перевода сети на аутсорсинг небыстрый, и передача партнеру участков сети происходит постепенно. Если опыт аутсорсинга в Московском регионе покажет свою эффективность, мы будем масштабировать его и на другие регионы присутствия NetByNet. Поиск партнеров в регионах будет происходить также на конкурсной основе", - прокомментировали в компании.

У NetByNet уже был опыт в области аутсорсинга обслуживания сетей, от которого он в свое время отказался. Как ранее сообщал ComNews, летом 2016 г. NetByNet решил отказаться от услуг ООО "ГорСвязьСервис" (бренд "Горсвязь"), которое занималось обслуживанием и эксплуатацией ШПД-сетей NetByNet в Москве и Подмосковье. Оператор объяснил, что доволен работой подрядчика и готов сотрудничать с ним в дальнейшем, однако в столичном регионе хочет напрямую взаимодействовать с абонентами как для их удержания, так и для роста продаж (см. новость ComNews от 3 августа 2016 г.).

"Передача сетей на аутсорсинг - популярная практика крупных компаний. Сеть NetByNet обслуживает клиентов в семи федеральных округах России. Аутсорсинг в нашем случае - это не только оперативная техническая поддержка сети, а в первую очередь повышение качества сервиса для наших настоящих и потенциальных клиентов", - отметили вчера в пресс-службе NetByNet.

На сайте АО "НВБС" сообщается, что общество обеспечивало аутсорсинг эксплуатации сети ШПД и клиентских подключений к сети ШПД ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн") во всех регионах РФ с 2012 г. по 2020 г. Помимо этого, в 2013-2014 гг. компания реализовала проект по подключению абонентов ПАО "Ростелеком" к услугам связи по технологиям xDSL, FTTb, FTTh в городах Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре.

Корреспондент ComNews опросил других операторов связи и узнал, отдают ли они на аутсорсинг обслуживание и эксплуатацию своих ШПД-сетей. В "ВымпелКоме" напомнили, что в прошлом году оператор начал переход к новой операционной модели планирования, строительства и эксплуатации сети - Smart Managed Services. Модель предполагает, что полный цикл управления мобильной, фиксированной и транспортной сетями (кроме сетей ШПД) переданы партнерам компании -  Huawei и Nokia.

В "ВымпелКоме" рассказали, что в течение 2017 г. Huawei и Nokia занимались планированием, оптимизацией, мониторингом и обслуживанием сети, а также управлением оборудованием. "При этом за "ВымпелКомом" сохранилось определение стратегии развития и качественных параметров сети, контроль за реализацией проекта, а также собственность на оборудование сети", - уточнили корреспонденту ComNews в пресс-службе компании. В "ВымпелКоме" добавили, что АО "НВБС" также является давним партнером оператора, которому компания передала на аутсорсинг эксплуатацию сети ШПД и подключение новых абонентов на сети ШПД.

Директор по технологиям "Акадо Телеком" (ОАО "Комкор") Дмитрий Медведев сообщил, что оператор самостоятельно занимается обслуживанием сетей. "На данный момент мы не видим экономической целесообразности в передаче сетей на аутсорсинг другим компаниям", - отметил он.

Представитель пресс-службы "Ростелекома" сказал, что крупные российские операторы связи, напротив, отдают сети и базовые станции на аутсорсинговое обслуживание "Ростелекому". "Аутсорсинговое обслуживание позволяет экономить на фонде оплаты труда (ФОТ) и капитальных затратах, а также дает возможность сосредоточиться на основном бизнесе", - пояснили в пресс-службе компании, добавив, что в зону обслуживания "Ростелекома" как аутсорсера в основном входит обслуживание волоконно-оптических линий связи (ВОЛС) и мобильной инфраструктуры.

Как заметил аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын, передача инфраструктуры специализированному оператору - необходимый этап развития, свидетельствующий о зрелости индустрии, когда одни компании начинают специализироваться на предоставлении инфраструктуры массовым операторам, а другие - на розничных продажах и маркетинге. "Исторически российские операторы связи не сами создавали, а приобретали компании - провайдеров Интернета, поэтому если они сочтут эффективным использовать услуги аутсорсеров, то безболезненно это переживут", - сказал аналитик, отметив, что параллельно идет процесс создания специальных башенных операторов, которые обслуживают сотовую инфраструктуру, а сами операторы группируются все ближе к клиенту, данным о клиенте, сервисам (включая финансовые) и маркетингу.

По словам Леонида Делицына, возможность сократить издержки благодаря специализации и является главным плюсом. "Оператор мог бы делать все сам, но дороже. Компания-аутсорсер, напротив, полноценно конкурировать с оператором не может. Поэтому она вынуждена находить технологические решения, позволяющие сокращать издержки и предлагать операторам более выгодные варианты", - резюмировал аналитик "Финама".

Директор департамента телекоммуникационных услуг J`son & Partners Consulting Кирилл Кучеров сказал, что практика по передаче сетей на аутсорсинговое обслуживание операторами связи является довольно распространенной не только в России, но в мире. Говоря о преимуществах и недостатках аутсорсингового обслуживания, Кирилл Кучеров отметил, что оно позволяет операторам снизить операционные расходы. Но при этом у оператора гораздо меньше возможностей управления как самим ресурсом, так и качеством предоставляемого сервиса.