главный редактор группы компаний ComNews
Стандарт
19.02.2018

В преддверии очередного Всемирного мобильного конгресса в Барселоне разработчики основных технологий Интернета вещей (IoT) отчитались об итогах 2017 года. Судя по динамике, альтернативные игроки пока опережают линейку IoT-технологий 3GPP, ранее создавшего стандарты 3G/UMTS и LTE. Однако Россия официально выступила на стороне 3GPP, на уровне ГКРЧ поддержав одну из его IoT-технологий - NB-IoT.

3GPP - структура Европейского института телекоммуникационных стандартов (ETSI), объединяющая семь ключевых мировых органов стандартизации в телекоме - создала три технологии IoT: узкополосную NB-IoT, EC-GSM-IoT (Extended Coverage GSM Internet of Things) и LTE-M (LTE for Machine-Type Communications). Все они являются интегральной частью стандарта LTE, начиная с Релиза 13, который 3GPP финализировала в марте 2016 года. С формальной точки зрения, это дает 3GPP основания заявлять, что NB-IoT, EC-GSM-IoT и LTE-M являются всемирными стандартами. Но, несмотря на это, пока в мире (и Россия - не исключение) гораздо активнее развиваются IoT-технологии, которые де-юре не являются стандартами, такие как LoRaWAN, SIGFOX, RPMA (разработчик технологии - Ingenu), Weightless SIG и XNB, созданная российской компанией "Стриж".

По данным председателя LoRa Alliance Джоффа Маллигана, в течение 2017 года охват сетей LoRaWAN в мире увеличился на 100%, а количество доступных на рынке коммерческих продуктов, которые сертифицировал LoRa Alliance, возросло на 176%. Сети LoRaWAN действуют более чем в сотне стран, при этом в одном лишь Китае уже насчитывается свыше 40 коммерческих внедрений этой технологии. К началу 2018 года. сотовая компания Orange создала сеть LoRaWAN в масштабах всей Франции, охватив более 4000 городов и промышленных объектов.

Ставку на LoRa сделали не только сотовые операторы, до сих пор являвшиеся приверженцами технологий от 3GPP: классический производитель решений для сетей связи ZTE, входящий в большую четверку глобальных телеком-вендоров, тоже перешел в лагерь LoRaWAN. В частности, корпорация ZTE выступила принимающим спонсором 9-го съезда LoRa Alliance, состоявшегося в октябре 2017 года в китайском городе Сучжоу. К слову, на этом мероприятии прозвучал важнейший анонс: LoRa Alliance объявил о доступности версии LoRaWAN 1.1, которая включает возможности роуминга (до сих пор роуминг отличал семейство стандартов 3GPP). Возможно, по всем этим причинам Джофф Маллиган теперь называет LoRa не технологией, а стандартом.

Французская компания Sigfox S.A. - разработчик проприетарной IoT-технологии SIGFOX - объявила, что к началу 2018 года сети на основе этой технологии действовали в 45 странах мира. Количество устройств, подключенных по технологии SIGFOX, в 2017 году возросло на 65% и достигло 2,5 млн единиц. "Наша задача на ближайшие несколько лет - снизить стоимость сбора данных с миллионов подключенных устройств до значений, близких к нулю", - заявил сооснователь и генеральный директор Sigfox Людовик Ле Мон. Согласно публичным планам, в 2018 году Sigfox намерена довести присутствие до 60 стран, а количество подключенных устройств - до 6 млн.

Конкурент LoRa Alliance и Sigfox - Ingenu Inc. из калифорнийского города Сан-Диего пока может похвастаться присутствием или наличием лицензиатов в 30 странах мира. Ingenu, которая является разработчиком IoT-технологии RPMA (Random Phase Multiple Access), явно недовольна текущими рыночными позициями. В июле 2017 года совет директоров Ingenu сместил прежнего гендиректора Джона Хорна и временно назначил на его место председателя совета директоров этой компании Бабака Раци. Ingenu продолжает поиски кандидата на пост генерального директора, который сможет сократить отставание от основных конкурентов. 

На мировой арене есть и другие, коммерчески менее успешные IoT-технологии, среди которых - Weightless SIG из Кембриджа (Великобритания). В России проприетарную IoT-технологию XNB развивает ООО "Современные Радио Технологии", работающее под маркой "Стриж". По данным этой компании, LPWAN-сеть "Стриж" уже присутствует в 30 регионах РФ и пяти странах СНГ, обслуживая свыше 200 тыс. подключенных устройств (среди которых - приборы учета ЖКХ, сенсоры систем безопасности, датчики умных городов). ООО "Телематические решения" (торговая марка "Вавиот"), которое, как и "Стриж", является резидентом "Сколково", в июне 2017 года подало в Росстандарт проект национального стандарта Narrow Band Fidelity (NB-FI). Разработчиками NB-FI, вместе с "Вавиот", выступили несколько участников Ассоциации Интернета вещей.

Однако на официальном уровне Россия словно не замечает бурного развития целого спектра разнообразных IoT-технологий. Прямо перед Новым годом, 28 декабря 2017 года, Государственная комиссия по радиочастотам (ГКРЧ) собралась после долгого перерыва и приняла важнейшее решение, связанное с IoT. Это решение ГКРЧ (№17-44-06) называется "Об использовании полос радиочастот радиоэлектронными средствами стандарта LTE и последующих его модификаций в режиме NB-IoT" и легализует применение технологии Narrow Band IoT (NB-IoT) во всех частотных диапазонах, которыми только располагают российские сотовые операторы: 453-457,4 МГц, 463-467,4 МГц, 791-820 МГц, 832-862 МГц, 880-890 МГц, 890-915 МГц, 925-935 МГц, 935-960 МГц, 1710-1785 МГц, 1805-1880 МГц, 1920-1980 МГц, 2110-2170 МГц, 2500-2570 МГц и 2620-2690 МГц.

С одной стороны, ничего сверхъестественного, вроде бы, не произошло: новых частотных присвоений сотовые компании не получили - им просто разрешили на имеющихся частотах создавать сети NB-IoT. Но с другой стороны, регулятор упомянул только одну из целого ряда конкурирующих технологий IoT, практически признав ее федеральным стандартом.

От многих крупных и прежде всего государственных корпораций в последние пару лет все чаще приходится слышать, что они хотят собирать цифровые данные с различных производственных активов (для анализа, прогностического управления и автоматизированного принятия решений), но не могут по своей воле выбрать ту или иную технологию IoT, пока она не получит статус национального стандарта. Конечно, упоминание технологии в решении ГКРЧ не делает ее национальным стандартом де-юре, но многим компаниям этого будет вполне достаточно для оправдания выбора.

Все альтернативные технологии, в отличие от NB-IoT, работают исключительно в нелицензируемых участках спектра (прежде всего вокруг 868 МГц), поэтому разрешения на применение на этой частоте технологии LoRa или SIGFOX не требуется. Но если бы ГКРЧ равноудаленно заботилась о развитии всех доступных на рынке технологий, она могла бы расширить этот нелицензируемый диапазон и снять существующие ограничения по мощности радиоизлучения.

Правда, даже если некая корпорация из реального сектора, вооружившись решением ГКРЧ от 28 декабря 2017 года, вознамерится построить сеть NB-IoT, ей придется подождать пару лет - пока доступного оборудования мало как в модификациях, так и в количестве.

NB-IoT продвигают и лоббируют традиционные производители оборудования для сетей мобильной связи, такие как Huawei, Nokia и Ericsson, а также 3GPP. Именно они посеяли в головах многих сотовых операторов мысль о том, что будущее Интернета вещей неразрывно связано с NB-IoT, а LoRa вскоре якобы вымрет - как это случилось лет 10 назад с неплохой технологией WiMAX под натиском LTE. Это, конечно, маркетинговая натяжка: в отличие от WiMAX, которым тогда занимались исключительно стартапы, коммерческие сети LoRa строят и сотовые компании (Orange и Bouygues Telecom во Франции, KPN в Нидерландах, Proximus в Бельгии, SK Telecom в Корее и др.).

Хотя если бы ГКРЧ действовала в русле 3GPP и отстаивала интересы сотового лобби, она должна была бы легализовать использование в России не только NB-IoT, но и двух других технологий, которые включены в стандарт LTE начиная с Релиза 13: EC-GSM-IoT и LTE-M. Но если уж говорить о лоббизме, то даже конкуренты Huawei, Nokia и Ericsson признают, что LTE-M действительно является продуманной технологией - для применения в таких верхних сегментах рынка, как подключенные автомобили или видеокамеры.

Но все эти огрехи сможет исправить лишь новый состав ГКРЧ: 18 марта 2018 года в России пройдут президентские выборы, следом, с большой вероятностью, сменится состав правительства страны, а как следствие - и состав ГКРЧ как межведомственной комиссии. С учетом того, что предыдущее заседание ГКРЧ до декабрьского состоялось 4 июля 2017 года, вряд ли комиссия снова соберется на очередное заседание до середины марта.

Журнал "Стандарт" №2 (181) февраль 2018