© ComNews
19.02.2018

Комиссия Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) признала компанию МТС (ПАО "Мобильные ТелеСистемы") нарушившей федеральный закон "О рекламе". В ФАС сообщили, что оператор демонстрировал в рекламном ролике некорректное сравнение спутникового и эфирного телевидения, представляя последнее ненадежным и устаревшим. Эксперты отметили, что это далеко не первый случай, когда МТС вводит потребителей в заблуждение в рекламе спутникового ТВ.

Как уточнили в ведомстве, комиссия ФАС России признала нарушившей закон "О рекламе" телерекламу МТС оборудования спутникового телевидения - "Не мучайся со старым ТВ. Переходи на спутник". С претензией к рекламе, распространявшейся в прошлом году, в антимонопольное ведомство обратились ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" и ООО "Саратовский электромеханический завод РЭМО". По факту нарушения антимонопольная служба предписала МТС как рекламодателю устранить нарушение. "Материалы дела переданы для составления протокола об административном правонарушении для назначения штрафа. Размер штрафа за подобного рода правонарушения составляет от 100 тыс. до 500 тыс. руб.", - уточнили в ведомстве.

В ФАС рассказали, что по сценарию герои рекламы проживают в загородном поселке. Героиня пытается настроить сигнал эфирной наружной телевизионной антенны, закрепленной с помощью мачты на крыше коттеджа. Подошедшему соседу героиня говорит, что "антенна совсем не ловит". Со словами "сейчас починю" сосед ударяет шестом по антенне, которая падает на землю. "Не мучайся со старым ТВ. Переходи на спутник", - советует он соседке.

По мнению комиссии ФАС, акцент в ролике делается на недостатках эфирного телевидения: оно представляется ненадежным и устаревшим. Однако при внедрении цифрового эфирного вещания в России используется современный стандарт цифрового телевидения. Вместе с тем, добавили в службе, у эфирного телевидения есть преимущества перед спутниковым - например, доступны региональные программы.

"При таких обстоятельствах приведенное в рекламе сравнение спутникового телевидения МТС и эфирного телевидения является некорректным. Соответственно, реклама, которая содержит некорректное сравнение, является недобросовестной", - сообщили в ФАС. В МТС в минувшую пятницу не ответили на запрос корреспондента ComNews.

В пресс-службе РТРС корреспонденту ComNews сообщили, что это первый опыт обращения ФГУП по поводу недобросовестной рекламы. "Эфирное телевидение, названное в ролике МТС "старым" - это, прежде всего, единственное бесплатное для телезрителей телевидение. Цифровая телесеть, построенная в ходе реализации государственной программы развития телерадиовещания, позволила принимать бесплатно 10-20 телеканалов более чем 98% наших сограждан. Создан информационный стандарт, который государство гарантирует гражданам, основа единого информационного пространства России. Тем самым информационному неравенству в России был нанесен сокрушительный удар", - прокомментировали в РТРС.

Во ФГУП отметили, что с технологической точки зрения сам факт создания полноохватной сети многоканального телевизионного вещания в стране с крупнейшей в мире территорией - беспрецедентное достижение. "Показатели охвата населения в России одни из самых высоких в мире. Эфирная платформа, сохранившая доминирующие позиции в большинстве европейских стран с переходом на цифровые технологии, получила новый импульс к развитию и увеличивает свою аудиторию в Европе", - заметили в РТРС. Во ФГУП также подчеркнули, что цифровое эфирное телевидение обладает важными естественными достоинствами. Оборудование для приема эфирной "цифры" в разы дешевле спутникового, его настройка и использование проще. Обилие телеканалов в пакетах коммерческих операторов представляется довольно спорным аргументом: по статистике, средний телезритель регулярно смотрит не более 7-9 телеканалов", - резюмировали в РТРС.

Начальник Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России Татьяна Никитина пояснила, что закон не запрещает в рекламе сравнение. Однако приведено оно должно быть таким образом, чтобы не порочить конкурента и не быть некорректным. Так, уточнили в ФАС, в соответствии с ч.6 ст.38 федерального закона "О рекламе" рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных ч.2-8 ст.5 закона "О рекламе".

Председатель организации по защите прав потребителей "Общественная потребительская инициатива" (ОПИ) Олег Павлов сообщил, что это далеко не первый случай, когда МТС вводит потребителей в заблуждение в рекламе спутникового ТВ. В частности, напомнил он, в 2016-2017 гг. оператор проводил рекламную кампанию под общим лозунгом "Спутниковое ТВ с оборудованием за 0 рублей". Во всех сюжетах от пользователей было скрыто большинство существенных условий (о реальной территории предоставления услуги, обязанностях абонента по оплате услуг и компенсации стоимости оборудования и т.п.).

"Этот факт неоднократно был отмечен в нашем рейтинге недобросовестности. После чего дело было рассмотрено ФАС, и МТС признали виновной в нарушении законодательства о рекламе. Антимонопольная служба подтвердила, что в рекламе действительно сообщалась недостоверная информация о стоимости комплекта оборудования для получения услуг "Спутникового ТВ МТС", что вводило потребителей в заблуждение и нарушало п.4 ч.3 ст.5 закона "О рекламе". "Внимание потребителей в указанных сюжетах фокусировалось на утверждении "Оборудование за 0 рублей", которое давало основание полагать, что комплект оборудования предоставляется бесплатно. Фактически же плата взималась", - уточнил Олег Павлов.

Он добавил, что масса скрытых условий была и в рекламной кампании, в которой МТС обещала спутниковое ТВ без абонентской платы для всех, у кого тариф Smart. "На самом деле предложение было доступно только для самых дорогих тарифов линейки. Более того, платить деньги за просмотр спутникового ТВ все равно был нужно: платными являлись установочный комплект, услуги по установке и каждый месяц - аренды оборудования. Абонентскую плату за первый месяц оператор также требовал", - рассказал председатель ОПИ.

В разговоре с корреспондентом ComNews аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын сказал, что доля МТС на рынке спутникового ТВ составляет 2,1%. Комментируя решение ФАС в отношении МТС, аналитик отметил: "Судя по восторженным отзывам аналитиков в прессе в прошлом квартале, когда МТС не стала возражать против оценки своей базы платного спутникового ТВ в 357 тыс. абонентов, МТС мог соблазнить дерзкий - в отношении эфирного ТВ - креатив не в связи с разочарованием, а напротив, на волне воодушевления от успехов".