© ComNews
09.02.2018

"Почта Банк" в 2017 г. предотвратил около 10 тыс. мошеннических сделок объемом более 1,5 млрд руб. благодаря использованию биометрической технологии распознавания лиц. Система распознавания лиц работает более чем в 4 тыс. точек присутствия банка в отделениях почтовой связи и в стрит-ретейле, а также в 50 тыс. магазинов - партнеров банка по POS-бизнесу.

"В 2017 г. количество точек присутствия "Почта Банка" увеличилось вдвое, при этом мы не зафиксировали значительного всплеска активности кредитных мошенников. Количество заявок, которые система распознала как мошеннические, за год увеличилось на 10%, при этом их объем практически не изменился и остался на уровне 2016 г. Данную тенденцию мы объясняем в первую очередь эффектом сарафанного радио. Мошенники знают о том, что в "Почта Банке" внедрены биометрические технологии, и обходят нас стороной", - сообщил член правления, директор по управлению рисками "Почта Банка" Святослав Емельянов.

Как сообщили в пресс-службе "Почта Банка", применение биометрии на основе фотографии клиента не требует закупки дополнительного оборудования и легко встраивается в процессы банка. "Для распознавания лица достаточно изображения со внешней или встроенной в компьютер камеры - система с высокой точностью сличает фото вне зависимости от поворота головы, макияжа, уровня освещения или разрешения камеры", - пояснили в пресс-службе.

Напомним, что технологию распознавания клиентов по лицу "Почта Банк" запустил в 2015 г. Платформа идентификации лиц обеспечивает сравнение биометрических параметров новых клиентов банка с параметрами уже существующих в его базе клиентов, а также сличает их с базой данных мошенников. Ежедневно система обрабатывает около миллиона фотографий.

По подсчетам аналитика ГК "Финам" Леонида Делицына, использование биометрических технологий позволяет российской банковской индустрии сохранить 4-6 млрд руб.

Директор по маркетингу компании "Вокорд" (российский разработчик и производитель высокотехнологичных систем безопасности на базе машинного зрения и интеллектуальных алгоритмов обработки видео) Сергей Щербина отметил, что биометрия позволяет идентифицировать человека, который использует, например, подложные документы.

Он перечислил преимущества, которые есть у такого способа идентификации. "Во-первых, подделать лицо сложнее, чем отпечатки пальцев или голос. Во-вторых, система одномоментно идентифицирует человека и подтверждает, что это не фотография и не робот, то есть проводится так называемый тест на "живость". В-третьих, время распознавания составляет доли секунды и никаких неудобств не вызывает, поскольку клиенту не надо что-то специально делать, чтобы быть распознанным системой. И в-четвертых, биометрические данные клиентов преобразуются в уникальный числовой код, который практически невозможно подделать, так же как и восстановить по нему исходное изображение", - объяснил специалист "Вокорда".

Опрошенные корреспондентом ComNews банки уже применяют биометрические решения в своей работе или тестируют технологию. В пресс-службе Альфа-Банка сообщили, что пилотируют решения с биометрическим распознаванием лиц для повышения уровня сервиса.

Руководитель управления кредитных рисков розничного сегмента Райффайзенбанка Стас Тывес рассказал о планах банка по применению технологии аутентификации клиентов, обращающихся за кредитами, путем сбора и сравнения их фотографий.

В первую очередь Райффайзенбанк рассчитывает осуществлять аутентификацию по кредитным заявкам, поданным в регионах, где нет отделений банка, и в интернет-канале. "Риск мошенничества в этих случаях резко повышается, и без дополнительных способов предотвращения будет нельзя обойтись. Мы намеренно выбрали именно аутентификацию по фотографии, потому что этот способ наиболее эффективен и безопасен", - объяснил Стас Тывес. Райффейзенбанк планирует осуществлять этот проект в партнерстве с одним из кредитных бюро.

В ВТБ в настоящий момент ведется подготовка к реализации проекта по сбору и использованию биометрических данных, выбранных для Единой биометрической системы (голос и изображение лица). Об этом рассказал корреспонденту ComNews руководитель департамента цифрового бизнеса, старший вице-президент ВТБ Иван Пятков. При этом деталями проекта он пока делиться не стал.

Как сообщили в пресс-службе банка "Хоум Кредит", в конце 2015 г. банк подключился к биометрическому сервису "FPS.Биометрия" своего партнера - кредитного бюро "Эквифакс". Сервис обеспечивает непрямой межбанковский обмен данными, то есть, как объяснили в пресс-службе, для выявления мошенника используются не только фотографии банка "Хоум Кредит", но и фото других банков-участников.

ИБ-евангелист компании Balabit Чаба Краснаи отметил, что динамическая биометрия (анализ скорости и силы нажатия на клавиши или анализ движения мыши) может вовремя уведомлять ответственные команды о том, что злоумышленник в настоящее время действует от имени авторизованного пользователя или совершает непривычные для него действия.

Специалист компании Balabit считает, что ресурсоэффективные методы, которые используют искусственный инателлект и биометрию на основе поведения пользователей, могут увеличить количество обнаружения мошеннических действий на 2% в режиме реального времени. Это позволит немедленно отреагировать на угрозу.

Абсолютно безопасным процесс удаленной идентификации банковских клиентов назвать нельзя, считает технический директор Check Point Software Technologies Никита Дуров. Он объясняет это риском подмены биометрических данных злоумышленниками.

"Однако эти риски будут снижаться по мере того, как технологии биометрической идентификации будут становиться более зрелыми, а распознавание данных станет максимально точным", - заметил Никита Дуров. При этом он добавил, что необходимо в комплексе учитывать все возможные угрозы подмены данных и взлома приложений в обход механизмов идентификации.