ФАС ждет от МТС отчета
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) направила разъяснения ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) в связи с жалобами абонентов на ухудшение условий потребления услуг в поездках по России. В частности, по данным ФАС, оператор требует дополнительную плату в размере 15 руб. в сутки за расширение зоны действия пакета за пределами домашнего региона в поездках по России на тарифных планах, которые ранее ее не предусматривали.
В ФАС поступили жалобы от абонентов МТС по поводу ухудшения условий потребления услуг в поездках по России. Пользователи недовольны требованием о взимании дополнительной платы в роуминге в размере 15 руб. в сутки по тарифам, которые раньше ее не предусматривали.
В пресс-службе ФАС сообщили, что ведомство ожидает от МТС отчета о своих действиях. "До 31 января 2018 г. мы ожидаем от компании полноценный отчет о выполнении предупреждения. В противном случае ФАС России намерена возбудить дело о нарушении антимонопольного законодательства согласно Закону о защите конкуренции", - подчеркнула начальник Управления регулирования связи и информационных технологий ФАС России Елена Заева.
В пресс-службе МТС от комментариев отказались.
Елена Заева добавила, что совершенно недопустимо в ходе реализации предупреждения ФАС повышать тарифы или вводить дополнительные платы при выезде за пределы домашнего региона.
Речь идет о предупреждениях, выданных Федеральной антимонопольной службой в адрес операторов, касающихся устранения экономически и технологически необоснованной разницы в тарифах при выезде абонентов за пределы домашнего региона. Напомним, что ФАС предписала "большой тройке" операторов (МТС, ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн") и ПАО "МегаФон") до 31 января 2018 г. устранить разницу в тарифах в домашнем регионе и при поездках по стране, для ООО "Т2 Мобайл" (Tele2) срок увеличен до мая 2018 г. (см. новость ComNews от 28 декабря 2017 г.).
В разговоре с корреспондентом ComNews представитель пресс-службы ФАС сообщила, что на других операторов подобные жалобы от абонентов не поступали.
Опрошенные корреспондентом ComNews операторы рассказали о том, какие действия предпринимают для выполнения предписаний ФАС по выравниванию тарифов.
Tele2 в сотрудничестве с ФАС работает над устранением наценок на услуги мобильной связи при поездках по стране. "На данный момент Tele2 уже реализовал большую часть предложений регулятора: около 80% тарифных планов оператора не содержат роуминговых наценок", - сообщила пресс-секретарь Tele2 Ольга Галушина.
По ее словам, в данный момент все клиенты Tele2 в поездках по стране пользуются мобильным Интернетом по ценам домашнего региона. Причем трафик популярных соцсетей и мессенджеров бесплатен.
"Уже сейчас в ряде регионов, включая Москву, на "тяжелых" пакетных тарифах исходящие голосовые вызовы на телефоны других операторов связи тарифицируются как в домашнем регионе. На всех других тарифах абонентам Tele2 сейчас доступна опция, позволяющая обнулить все входящие звонки и минимизировать разницу в стоимости исходящих вызовов при перемещении между регионами", - рассказала представитель пресс-службы Tele2.
Как сообщила Ольга Галушина, в планах у оператора - в первой половине текущего года завершить все мероприятия по отмене внутрисетевого роуминга.
Пресс-секретарь Tele2 также упомянула о совместных действиях ФАС и участников рынка по снижению межоператорских тарифов. "Ввиду этих изменений уже в начале этого года Tele2 планирует сделать цены для абонентов, приезжающих в Крым, еще более выгодными. При этом сейчас с подключенной опцией "В Крыму как дома" абоненты всех тарифных планов Tele2, в том числе и бизнес-клиенты, могут бесплатно принимать входящие вызовы на территории республики", - добавила она.
Другой оператор - "ВымпелКом" в конце прошлого года объявил о новой сниженной стоимости национального роуминга. В пресс-службе "ВымпелКома" добавили, что ФАС сочла ее экономически обоснованной.
"По вопросу отмены внутрисетевого роуминга мы находимся в конструктивном диалоге с ФАС и финализируем наши предложения по данному вопросу", - сообщили в пресс-службе "ВымпелКома".
Старший аналитик ИК "Фридом Финанс" Богдан Зварич затруднился назвать причину того, почему МТС начала взимать дополнительную плату на тарифных планах вне домашнего региона. "С одной стороны, это противоречит тем тенденциям по отмене роуминга, которые сейчас активно развиваются, с другой - это может привести к потере клиентов, которые будут искать возможности снизить стоимость использования мобильной связи при поездках в другие регионы", - рассуждает аналитик.
По мнению Богдана Зварича, получая краткосрочно дополнительную прибыль, компания может ухудшить ситуацию с лояльностью клиентов, что является негативным фактором в среднесрочной перспективе.
"Вообще говоря, МТС, которая позволяет россиянам отдыхать в Крыму, не думая о вопросах сотовой связи, могла рассчитывать на ответную любезность со стороны государства. Понятно также, что для сохранения финансовых показателей и дивидендной политики все дополнительные расходы должны быть компенсированы, и проще всего - за счет тех, кто был готов платить то же самое раньше, хотя, возможно, в форме других тарифов", - считает аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын.
В то же время, по его словам, заранее было ясно, что идея переложить тяжесть компенсации на потребителей того или иного рода - проигрышная. Это объясняется тем, что потребители не являются акционерами и поддерживать операторов в их взаимоотношениях с регуляторами не будут.