Валерий Кодачигов
19.01.2018

Прошлый год стал худшим по приросту абонентов платного ТВ, подсчитали аналитические компании Telecom Daily и "ТМТ консалтинг". Под платным телевидением аналитики подразумевают спутниковое, кабельное и интернет-ТВ (IPTV), которое предлагает абонентам расширенные пакеты телеканалов и изображение лучшего качества.

По данным "ТМТ консалтинга", прирост составил 1,3 млн абонентов, что является худшим показателем с конца 2000-х гг., отмечает аналитик компании Елена Крылова. Гендиректор "ТМТ консалтинга" Денис Кусков говорит о приросте на 0,93 млн абонентов. Это самый низкий показатель за последние семь лет (столько Telecom Daily анализирует этот рынок), уверяет Кусков. Разница в подсчетах объясняется тем, что "ТМТ консалтинг" учитывает в своих подсчетах 400 000 пользователей спутникового ТВ оператора МТС, а Telecom Daily – нет, ссылаясь на отсутствие официальных данных МТС. Количество абонентов спутникового ТВ МТС ее представитель Дмитрий Солодовников не раскрыл, но заявил, что их число быстро растет.

По данным обеих компаний, в 2017 г. проникновение платного ТВ по домохозяйствам в России впервые достигло 75%. Рынок перенасыщен, что и замедляет рост, разводят руками аналитики. МТС столкнулась с этим в регионах, но оператор монетизирует существующую базу и зарабатывает на дополнительных услугах (например, видео по запросу и отложенном просмотре).

По мере развития широкополосного доступа в интернет в России все чаще телеканалы, фильмы и сериалы смотрят на смарт-телевизорах через специальные приложения (например, "Амедиатека") и через интернет, не подключаясь к телевизионным сетям, добавляет Крылова. Рост аудитории интернета и смарт-ТВ замедляет рост платного телевидения, отмечает аналитик iKS-Consulting Максим Савватин. Но количество пользователей платного ТВ все равно продолжает расти из-за привычки абонента к традиционной сетке вещания, объясняет он.

Есть еще одна причина. Крылова указывает на бесплатное цифровое эфирное телевидение, которое с середины 2000-х гг. развивает гос-оператор РТРС. Сейчас вещание охватывает большую часть территории России, часть зрителей, которые могли бы подключиться к платному ТВ, бесплатно смотрят в эфире более 20 телеканалов, отмечает Крылова.

Рост рынка платного телевидения замедляется год от года, признает гендиректор оператора спутникового ТВ "Орион" Кирилл Махновский. Лучше других себя чувствует спутниковый сегмент – в прошлом году база пользователей "Ориона" выросла на 4%, отмечает он.