Анна Щербакова
© ComNews
19.01.2018

ПАО "Почта Банк" начало принимать вклады в почтовых отделениях ФГУП "Почта России". С 18 января любой посетитель имеет возможность открыть вклад в отделении связи, где банковские услуги оказывает почтовый сотрудник. Оформить специальный вклад "Почтовый" можно только в окнах продаж с сотрудниками "Почты России". Руководство "Почта Банка" рассчитывает по итогам текущего года привлечь более 10 млрд руб. через точки с почтовыми сотрудниками.

Как пояснили в "Почте России", в почтовых отделениях "Почта Банк" присутствует в двух форматах. Первый - это оборудованный банкоматом клиентский центр с банковскими сотрудниками. Второй формат предусматривает предоставление базового набора финансовых услуг сотрудником "Почты России", прошедшим дополнительное обучение. Окна продаж с почтовым сотрудником оборудуются терминалами, с помощью которых можно пополнить банковскую карту или снять с нее средства, а также оплатить любую почтовую услугу. Данный формат ориентирован в первую очередь на сельскую местность, которая сегодня составляет 75% географии присутствия банка (более 3,2 тыс. населенных пунктов).

Ставка по депозиту "Почтовый" составляет 7,1-7,2% в зависимости от срока размещения средств. Минимальная сумма вклада - 50 тыс. руб. У представителей старшего поколения, получающих пенсию в "Почта Банке", есть возможность увеличить базовую ставку на 0,25%.

Как рассказали корреспонденту ComNews в пресс-службе "Почта Банка", пилотный проект по открытию депозитов проводился единовременно в 82 регионах присутствия банка с почтовыми сотрудниками с середины ноября до конца декабря 2017 г. Результатом стало привлечение более 500 млн руб. средств населения в течение полутора месяцев. "В ходе тестирования открыть вклад можно было в 1,5 тыс. точек присутствия банка с почтовым работником", - отметили в пресс-службе.

С 18 января стало возможным открыть вклад во всей сети "Почта Банка". Открыть вклад "Почтовый" можно с помощью POS-терминала, который привязан к кассовому решению "Почты России". Реализация данного проекта позволила "Почта Банку" в три раза нарастить количество точек присутствия, в которых можно открыть вклад - до 12,5 тыс. точек. Количество точек будет увеличиваться в течение 2018 г. вместе с развитием розничной сети банка.  

Президент-председатель правления "Почта Банка" Дмитрий Руденко отметил, что возможность открыть депозит в точках с почтовым сотрудником повысит доступность пассивных продуктов банка для жителей малых городов и сельской местности, у которых сохраняется высокая потребность в размещении средств во вкладах.

"Это особенно касается пенсионеров и клиентов старшего возраста, которым больше не нужно хранить деньги в кубышке - для них разработаны особые условия. Раньше, чтобы открыть депозит, приходилось ездить на автобусе в более крупные населенные пункты. Сегодня для этого достаточно посетить ближайшее отделение "Почты России". Специально для окон продаж с почтовыми сотрудниками был разработан вклад "Почтовый", - рассказал Дмитрий Руденко и добавил, что по итогам текущего года планируется привлечь более 10 млрд руб. в точках с почтовыми сотрудниками.

Заместитель генерального директора "Почты России" по финансовому бизнесу, член наблюдательного совета "Почта Банка" Владимир Салахутдинов рассказал: "Мы продолжаем реализацию стратегии развития банковского проекта, призванной сделать банковские услуги доступными для населения на всей территории страны. Сегодня количество точек "Почта Банка", где россияне могут оформить вклады, увеличивается более чем в три раза. При этом в текущем году рост числа точек присутствия "Почта Банка" продолжится. Значительный объем сбережений граждан по-прежнему находится в наличных средствах. Эти средства не приносят дохода своим владельцам и не участвуют в экономическом обороте. Сформировавшийся за два года опыт работы "Почта Банка" показывает, что наличные сбережения можно привлечь в банковскую систему, и мы ставим перед собой такую задачу".

В пресс-службе банка корреспонденту ComNews пояснили, что в точках банка, где финансовые услуги оказывает сотрудник "Почты", можно открыть только вклад "Почтовый". Однако во всех клиентских центрах с сотрудниками банка клиентам доступна широкая линейка вкладов. "Расширять линейку вкладов в точках продаж, где финансовые услуги оказывает сотрудник "Почты", мы пока не планируем" - поделились в пресс-службе.

Аналитик ГК "Финам" Алексей Коренев полагает, что на месте "Почта Банка" было бы непозволительной роскошью не использовать гигантскую филиальную сеть "Почты России". "Для открытия в почтовом отделении представительства банка или организации приема денежных средств на депозиты силами "сотрудника в окошке" требуются минимальные материальные и организационные затраты. Так что идея давно напрашивалась, давно обсуждалась и просто не могла не получить реализацию в виде конкретного проекта. Низкие операционные расходы по обслуживанию точек оформления депозитов в отделениях связи и большое количество потенциальных клиентов - пенсионеров и жителей небольших городов и сел, где другие банки представлены слабо, если вообще представлены, также играют на руку "Почта Банку". Надо очень постараться, чтобы подобный проект провалился", - говорит он.

По мнению Алексея Коренева, многое будет зависеть от конкретной организации бизнес-процессов, проведения PR-кампании, квалификации рабочего персонала. "Учитывая тот факт, что "Почта России" сама по себе, к сожалению, не отличается ни высоким качеством услуг, ни особой прытью - что важно в мире финансов, - не исключено, что фактические результаты могут оказаться несколько хуже, чем планируется. Более того, даже после дополнительного обучения трудно ждать от рядового сотрудника "Почты России" глубокого знания финансовых продуктов, особенностей их использования и высокого профессионализма в оказании банковских услуг", - добавил Алексей Коренев.

Рассуждая о запущенном сервисе, аналитик предположил, что услуга сможет заинтересовать многих не только за счет охвата отдаленных населенных пунктов, неизбалованных присутствием кредитных учреждений, но и за счет большого количества пенсионеров, имеющих сбережения.

"Для многих из пенсионеров оформление банковского вклада через почтовое отделение покажется более простым, понятным и надежным, нежели поход в банк и общение с профессиональным консультантом в незнакомых для пенсионера терминах. Последнее касается не только глубинки или малых городов. Уровень доверия к банкам со стороны многих пожилых людей оставляет желать лучшего. А "Почта" - это просто и понятно", - отметил аналитик. Однако, по мнению эксперта, давать количественные прогнозы о том, сколько человек воспользуются услугой, на этапе внедрения не стоит.

Алексей Коренев однозначно прочит усиление позиций "Почта Банка". "Насколько значительно - зависит от того, каких результатов данное кредитное учреждение сумеет добиться за счет внедрения указанной системы оформления депозитов непосредственно в почтовых отделениях", - резюмировал он. По словам эксперта, за счет низких операционных расходов на открытие и содержание филиальной сети и относительной дешевизны привлекаемых ресурсов можно ждать весьма весомого укрепления позиций банка на фоне конкурентов.

Отметим, что "Почта Банк" и "Почта России"стремятся к синергии почтового и банковского бизнеса во всех направлениях. В частности, осенью прошлого года они запустили проект по выдаче посылок в банковских окнах (см. новость ComNews от 8 сентября 2017 г.).

Статьи по теме