© ComNews
19.01.2018

Депутат Госдумы РФ от партии ЛДПР Василий Власов обратился к руководителю Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорю Артемьеву с просьбой проанализировать возможность усиления ответственности в российском законодательстве для компаний за намеренное сокращение срока эксплуатации товаров, в том числе смартфонов. Политик поднял вопрос сразу после того, как в России начали поступать судебные иски, связанные с искусственным замедлением компанией Apple работы старых моделей iPhone.

Об обращении Василия Власова в ФАС сообщило информационное агентство ТАСС. В запросе парламентарий указал на ситуацию с iPhone как пример того, когда некоторые производители применяют разные методы для сокращения срока эксплуатации, чтобы заставить покупателя приобретать новый товар. Кроме того, Василий Власов привел в пример законодательство Франции, в котором, по словам депутата, "намеренное сокращение срока эксплуатации товара является уголовно наказуемым деянием". Он отметил, что уже прорабатывает по этому вопросу концепцию законопроекта. Политик сообщил в обращении, что "юридические лица в уголовном праве РФ не являются субъектами уголовной ответственности, поэтому решение данной проблемы возможно в рамках внесения изменений в законодательство, касающееся защиты конкуренции, а именно части о недобросовестной конкуренции".

Как ранее сообщал ряд СМИ, в начале этой недели в России 10 человек подали первые судебные иски, связанные с искусственным замедлением работы iPhone. Напомним, что в декабре прошлого года компания Apple подтвердила, что замедляет работу старых моделей смартфонов из-за того, что установленные в них литий-ионные аккумуляторы со временем теряют мощность и их энергии может не хватать, к примеру, в момент пользования смартфоном в холодную погоду. Изданию "Ведомости" пресс-офис Apple сообщал, что функция снижения производительности процессора появилась на iPhone 6, 6s и iPhone SE в прошлом году, появится и на других устройствах (см. новость ComNews от 22 декабря 2017 г.).

Опрошенные корреспондентом ComNews юристы отметили, что обращение депутата Василия Власова больше относится к компетенции Роспотребнадзора. Хотя, как предположил юрист адвокатского бюро "Линия права" Кирилл Коршунов, депутат видит перспективу в защите прав потребителей с использованием антимонопольного законодательства. Он добавил, что помимо ответственности за злоупотребление доминирующим положением, речь может идти также об уточнении составов о недобросовестной конкуренции, которые направлены на защиту не потребителей, а конкурентов.

Что касается судебных споров между российскими пользователями продукции Apple и компанией, то, как отметил Кирилл Коршунов, говорить об их перспективах сложно, не зная правового обоснования спора. На взгляд юриста, полное удовлетворение требований истцов маловероятно: в России слабо развита практика взыскания больших сумм возмещения морального вреда, поскольку нет четкой методики его расчета.

"Бороться с таким злоупотреблением было бы целесообразно через антимонопольное законодательство и доказывать наличие в действиях Apple злоупотребления доминирующим положением", - отметили в "Линии права". Кирилл Коршунов уточнил, что гипотетически можно представить следующую аргументацию: "Apple, являясь монополистом на рынке запчастей для смартфонов iPhone, в том числе и аккумуляторов, намеренно снижает производительность своих смартфонов, тем самым подталкивая потребителя либо к покупке нового смартфона, либо к замене аккумулятора. Такие действия могут нарушать интересы неопределенного круга потребителей".

По прогнозам Кирилла Коршунова, если суд удовлетворит заявление, то не исключено, что появится ряд похожих исков, но уже к другим производителям. "Можно сказать, что сейчас идея проходит апробацию. Также не исключено, что в случае отказа в удовлетворении исковых требований потребители обратятся в антимонопольную службу", - сказал он корреспонденту ComNews. Он отметил, что зачастую, с точки зрения потребителя, эффективней жаловаться в антимонопольную службу или Роспотребнадзор, чем подавать иск в суд.

"Например, обвинения против Apple об отсутствии сервисных центров по замене экранов сперва прозвучали в суде, но не нашли там поддержки, а потом были изложены в жалобе в ФАС России, по результатам рассмотрения которой Apple обещал открыть в России сервисный центр", - резюмировали в "Линии права".

Управляющий партнер юридической фирмы Axis Pravo Алексей Сулин считает, что, несмотря на очевидную противоправность действий производителя, намеренное сокращение срока службы товаров не связано с нарушением конкурентной среды.

"Такие действия не дают производителю дополнительных преимуществ по сравнению с его конкурентами. Ранний выход устройства из строя может побудить потребителя купить товар этого же производителя, но с большой долей вероятности потребитель обратит внимание и на другие товары, имеющие схожие характеристики, но обладающие более длительным сроком эксплуатации", - пояснил Алексей Сулин. Иными словами, сокращая срок эксплуатации своих товаров, производитель не ставит себя в лучшие условия по сравнению с конкурентами.

В ФАС на запрос корреспондента ComNews вчера не ответили.

Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин в разговоре с корреспондентом ComNews отметил, что российским потребителям доказать правоту в споре с Apple будет практически невозможно, для этого требуется сильная доказательная база. По его словам, несмотря на то что в федеральном законе "О защите прав потребителя" неплохо прописаны нормы, возникает замкнутый круг. "Ужесточить ответственность можно, а прийти к доказательной базе - нереально", - сказал он. Но при этом, как считает эксперт, эта ситуация выльется во что-то большее. "Не припомню, чтобы ранее производители электроники сознательно замедляли или каким-то образом ухудшали характеристики своих устройств", - заключил он.

Статьи по теме