© ComNews
26.12.2017

Банк "Открытие" запустил возможность денежных переводов по фотографии в мобильном приложении "Открытие. Переводы". Сервис работает на базе платформы по распознаванию лиц Luna от разработчика VisionLabs. Представители банка утверждают, что "Открытие" стал первым банком в мире, запустившим такой сервис.

Начальник управления развития партнерских систем банка "Открытие" Алексей Матвеев сообщил корреспонденту ComNews, что решение принадлежит компании VisionLabs. Специалисты VisonLabs и сотрудники департамента информационных технологий банка "Открытие" совместно интегрировали его в инфраструктуру банка. Как уточнил корреспонденту ComNews генеральный директор и основатель VisionLabs Александр Ханин, переводы по фотографии будут работать на базе платформы по распознаванию лиц VisionLabs Luna. Компании не стали раскрывать сумму, потраченную на реализацию решения.

Как рассказали в банке "Открытие", отправителями перевода могут быть держатели карт любого российского банка, а получателями - только клиенты "Открытия". Причем только те клиенты, которые были сфотографированы в отделениях или при получении карты курьером. Алексей Матвеев сообщил, что сейчас в базе "Открытия" - около 1 млн фотографий. При этом какова их доля от общего количества клиентов банка, не уточняется.

Представитель "Открытия" пояснил, что новая фотография попадет в базу банка, если клиент придет в отделение за новым продуктом. Отдельной операции фотографирования в отделении не предусмотрено. Опция по загрузке фотографии из приложения "Открытие. Переводы" в базу фотографий банка пока не доступна.

Прежде чем воспользоваться сервисом, отправитель перевода должен сфотографировать получателя или выбрать его фото из галереи в телефоне. При этом отправленная пользователем фотография должна более чем на 80% соответствовать изображению клиента в базе. Снимок из мобильного приложения отправляется в систему распознавания лиц, которая преобразует его в числовое значение - дескриптор. С помощью дескриптора происходит поиск фотографии в базе банка.

Как объяснил представитель "Открытия", если фотография нашлась, то далее банк запрашивает данные клиента - его имя, отчество, первую букву фамилии и маскированный номер карты. Эта информация появляется на экране мобильного приложения, чтобы отправитель убедился, что переводит деньги нужному человеку. Далее отправителю останется ввести только данные своей карты для отправки перевода или выбрать ее из списка сохраненных карт.

Алексей Матвеев уточнил ComNews, что максимальная сумма перевода средств по фотографии не отличается от суммы перевода обычным способом. Лимит на одну операцию - 140 тыс. руб., лимит в месяц - 600 тыс. руб.

Как уточнил специалист "Открытия", комиссия за перевод по фотографии такая же, как и при переводе по номеру карты или по номеру телефона. Переводы между картами банка осуществляются без комиссии. При переводах между картами других банков комиссия составит 1,5%.

"Сервис открывает для пользователей совершенно новые жизненные сценарии для выполнения денежных переводов. В настоящее время ни один из участников финансового рынка в мире не предлагает подобного сервиса своим клиентам. Этот яркий проект демонстрирует технологическое лидерство банка "Открытие" и создан в рамках бренда Open Garage, который объединяет в себе три действующих направления банка - диджитал, ИТ и инновации", - отметил Алексей Матвеев.

В планах банка - сделать возможным переводы по фотографии клиентам других банков. Для этого "Открытие" собирается добавить возможность загрузки фотографии из мобильного приложения "Открытие. Переводы". По словам Алексея Матвеева, это произойдет в первом полугодии следующего года.

"Создавая сервис для перевода денег по фотографии в мобильном приложении, мы прежде всего хотели предоставить нашим клиентам-новаторам возможность выполнять денежные переводы в жизненных ситуациях, когда отправитель не знает реквизиты карты или номера телефона получателя или когда наиболее удобным и безопасным для получателя способом совершения перевода является его фотография", - объяснил идею проекта Алексей Матвеев. Таким образом "Открытие" рассчитывает повысить лояльность уже существующих пользователей и привлечь новых клиентов, которые активно пользуются дистанционными сервисами обслуживания.

Александр Ханин из VisionLabs видит большой потенциал в применении технологии распознавания лиц "для создания более удобного и совершенного клиентского опыта как в банках, так и в компаниях из других сфер".

Компания VisionLabs - не единственный поставщик решений в области технологии распознавания лиц для финансовых организаций. Компания NtechLab также общается с большинством российских банков и является технологическим партнером основных разработчиков банковских систем. Однако, по словам представителя компании, финансовый сектор менее интересен NtechLab. Компания сфокусирована на таких сферах деятельности, как обеспечение городской безопасности и ретейл. В NtechLab объяснили это тем, что в перечисленных сферах требуется решать более сложные задачи - быстро и точно работать с большим потоком "сырых" изображений, в отличие от банков, которые "способны контролировать условия съемки фотографии".

В ПАО "Сбербанк" уже несколько лет используется биометрическая технология в кредитном процессе для снижения риска мошенничества. "Масштабное внедрение биометрии в банке началось в этом году с разработки единого биометрического сервиса, который позволит использовать различные биометрические модальности в разных каналах обслуживания клиентов в 2018 г.", - рассказали в пресс-службе. При этом сервиса денежных переводов по фотографии в Сбербанке нет.

Кроме того, несколько опрошенных корреспондентом ComNews банков отметили, что пока не собираются использовать аналогичные сервисы. Например, банк ВТБ и ПАО "Почта Банк" пока не планируют внедрять подобную технологию.

"Фотоввод данных действительно бывает очень удобен и позволяет сэкономить клиенту драгоценные минуты. Однако фотографирование получателя перевода вряд ли является хорошим примером: выбор получателя из телефонной книги все-таки быстрее, удобнее и надежнее", - считает вице-президент, директор по развитию электронного бизнеса "Почта Банка" Анастасия Масленникова.

При этом банк использует фотографирование для большого массива данных. Например, клиентам "Почта Банка" доступна услуга фотоплатежа. "При оплате коммунальных услуг или совершении межбанковских переводов мобильное приложение банка распознает информацию из квитанции или счета и автоматически заполняет необходимые формы. Клиенту остается только проверить правильность введенных программой данных и подтвердить их", - пояснила Анастасия Масленникова.

Аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын полагает, что сервис рассчитан на будущее. Его задачей станет приучить клиента к биометрической идентификации, которая постепенно получит более широкое распространение.

Старший аналитик ИК "Фридом Финанс" Богдан Зварич считает, что для банка здесь особых преимуществ нет, а клиенты получат новую возможность для перевода средств. "Фактически речь идет о биометрической идентификации получателя платежа через фото, которое прилагается к переводу. Оно будет служить, например, заменой номера - переводы с использованием телефонных номеров распространены в различных банках. Здесь же клиент получит еще одну возможность идентификации получателя перевода, которую он может использовать при отправлении средств. При этом идентификация по фото имеет высокую степень достоверности, что позволит клиентам быть уверенными в том, что средства дойдут по назначению", - отметил аналитик.

По его мнению, существенного объема операций с помощью такой идентификации получателя ожидать не стоит. Богдан Зварич прогнозирует, что широкое распространение данной технологии можно ожидать через пять лет.