главный редактор группы компаний ComNews
© ComNews
25.12.2017

"Ростелеком" объявил о том, что с 1 января 2018 г. отменяет плату за местные телефонные соединения с таксофонов универсальной услуги связи. Компания подает это как социально ответственный шаг, повышающий доступность универсальных услуг связи для жителей страны. Но эти лавры – за чужой счет: весь недобор национальный оператор получит от Россвязи в качестве возмещения убытков, причиняемых оказанием универсальных услуг связи. При этом затраты на универсальные таксофоны таковы, что жителям удаленных населенных пунктов, лишенных средств связи, было бы дешевле раздать спутниковые телефоны.

Доля местных телефонных соединений, к которым относятся звонки на стационарные телефоны в пределах города или сельского района, в том числе на таксофон универсальной услуги, способный принимать входящие вызовы, в общем объеме трафика с универсальных таксофонов крайне невелика: в 2013 г. на них пришлось 5% трафика, а в 2014 г. – 4,8% (начиная с 2015 г., когда "Ростелеком" стал единственным российским оператором универсальных услуг, Россвязь перестала приводить в отчетах структуру трафика с универсальных таксофонов).

Но и в целом объем трафика с "красных" таксофонов универсальной услуги связи ничтожно мал: по итогам 2016 г. он едва превысил 17 млн минут. С учетом того, что "Ростелеком" обслуживает 147 675 таких таксофонов, в среднем на каждый из них приходится 115 минут разговоров в год (или 9,6 минут в месяц). За тот же 2016 год "Ростелеком" получил от Россвязи компенсацию убытков от оказания универсальных услуг связи в размере почти 8,807 млрд рублей. Наряду с таксофонами, оператор обслуживал пункты коллективного доступа (ПКД, которых в I квартале 2016 г. было 20978, во II квартале – 15343, затем их не стало вовсе), а также точки доступа (ТД, в начале года их не было, в III квартале было организовано 1158 таких точек, а по итогам IV квартала – 1186). Россвязь не детализирует в отчетах распределение суммы компенсации между услугами, поэтому для оценки возьмем среднее арифметическое количество ПКД и ТД за 2016 г. (9666 ед.) и всех универсальных таксофонов (147 675 ед.) и предположим, что компенсация распределяется между ними равномерно. В этом случае на каждую точку или таксофон ежегодно приходится компенсация в размере без малого 56 тыс. рублей. Если вспомнить количество минут, которое обеспечивает каждый таксофон (115 мин в год), нетрудно прикинуть, что средняя цена 1 минуты составляет 485 рублей.

Для сравнения: в сети мобильной спутниковой связи Iridium, которая охватывает всю территорию России и не требует никаких расходов на поддержание инфраструктуры, стоимость 1 минуты разговора от местного сервис-провайдера - ООО "Иридиум Коммьюникешенс" - составляет от 105 рублей на предоплатных тарифах до 63 рублей за минуту на контрактных тарифах планах (причем этот тариф распространяется на звонки на все фиксированные телефоны в РФ). Не проще ли раздать жителям удаленных поселков, обделенных услугами наземной связи, спутниковые телефоны, чем содержать громоздкую и финансово-неэффективную систему универсальных таксофонов, которые словно бы от этого покраснели?

Потребитель явно голосует против универсальных таксофонов "ногами": в 2014 г. объем трафика с них (по сравнению с 2013 годом) сократился на 20%, в 2015 г. падение "год к году" составило 23%, а в 2016 г. оно продолжилось и составило еще 10%. Можно сколько угодно говорить, что примерно 20% трафика с универсальных таксофонов приходится на бесплатные звонки в экстренные службы, но в абсолютном выражении это – менее двух минут в месяц.

Периодически приходится слышать, что государство-де вольно само решать, как ему тратить деньги на универсальные услуги, но дело в том, что фонд универсальных услуг не имеет отношения к федеральному бюджету. Средства этого фонда (точнее – резерва) формируются за счет взносов всех российских операторов связи, которые перечисляют в него 1,2% выручки (за минусом НДС и доходов от межоператорских услуг). Деньги эти – немалые: ежегодно операторы связи РФ вносят в этот "общак" почти по 14 млрд рублей. Операторскому сообществу явно пора напомнить о себе и поставить вопрос об эффективности расходования взимаемых с них денег, а возможно – и об отмене поборов в фонд универсальной услуги, которые приобрели все признаки налоговой выплаты (хотя в 2003 г., при запуске универсальных услуг, регулятор особо подчеркивал неналоговую природу взносов в резерв универсального обслуживания).