выпускающий редактор ComNews.ru
© ComNews
11.12.2017

На минувшей неделе с новой силой разгорелась судебная тяжба между "Роснефтью" и АФК "Система". Первая подала новый иск к АФК на сумму более 130 млрд рублей. "Система" не осталась в долгу, выдвинув встречный иск к "Роснефти" в размере 330,5 млрд рублей и обвинив нефтяную компанию в том, что та намеренно "разрушает корпоративную стоимость" АФК и ведет корпорацию к банкротству.

8 декабря АФК "Система" выдвинула встречный иск к "Роснефти" в размере 330,5 млрд рублей, заявив, что защищает интересы сотрудников, партнеров и акционеров. Претензии нефтяной компании "Роснефть" и ее новоявленной "дочки" "Башнефти" АФК "Система" считает необоснованными и незаконными. "В течение 2017 года "Роснефть" и "Башнефть" предпринимали и продолжают предпринимать заведомо недобросовестные действия с целью неосновательного обогащения ответчиков и разрушения корпоративной стоимости АФК "Система", доведения корпорации до банкротства, нанесения ущерба корпорации, ее акционерам и кредиторам", - говорится в сообщении АФК.

Действия АФК стали ответом на новый иск, который "Роснефть" и "Башнефть" подали 7 декабря в Арбитражный суд Башкортостана к "Системе" и компании "Система-Инвест". Они потребовали возмещения убытков в размере 131,6 млрд рублей, что равняется сумме дивидендов, выведенных корпорацией из "Башнефти" с 2009 по 2014 год в свою пользу, за вычетом уплаченных налогов. Таким образом, с учетом первого искового заявления, "Роснефть" и "Башнефть" хотят получить от "Системы" более 302 млрд рублей.

Обе стороны при этом говорят о том, что готовы искать компромисс, но их действия свидетельствуют об обратном. Так или иначе, продолжающееся судебное противостояние обходится "Системе" очень дорого. Эксперты говорят о том, что судебные иски привели более чем к двукратному падению стоимости акций АФК "Система". Если в начале мая акция стоила 22,29 рубля, то к 7 декабря 2017 года ее цена снизилась до 9,25 рубля. Всего же с начала судебной тяжбы с "Роснефтью" капитализация корпорации снизилась на 54,2%.

Вероятность победы "Системы" в этом противостоянии с подконтрольными государству нефтяными компаниями, судя по всему, невелика. После истории "сноса" министра экономического развития РФ Алексея Улюкаева мало кто сомневается в лоббистской мощи и "политической мускулатуре" "Роснефти". А это означает, что корпорацию действительно могут "взять измором". По мнению аналитиков, в случае самого негативного сценария для "Системы" - если ей будет грозить банкротство - иных способов привлечь средства для погашения обязательств, кроме продажи активов, не будет. А наиболее ценным активом "Системы" является ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС).

Таким образом, оператор МТС может обрести новых владельцев. И то, что это будут структуры, подконтрольные государству, выглядит наиболее вероятным сценарием развития событий. Если ситуация будет развиваться именно так, то "огосударствление" телеком-отрасли (по крайней мере в части мобильной связи) выйдет на "финишную прямую".

Все мы помним о том, как сменил владельцев российский бизнес шведской компании Tele2 AB и кто сейчас является владельцем "Tele2 Россия".

ПАО "МегаФон" также сложно назвать независимой рыночной компанией, учитывая очевидно лояльного к государству основного владельца, а также недавний выход из состава акционеров последнего иностранного совладельца - Telia Company - и приход ему на смену Газпромбанка, который контролируется структурами ПАО "Газпром", а через них контроль над банком имеет государство.

Таким образом, если МТС сменит владельцев и ими станут структуры, подконтрольные государству, то последним крупным независимым игроком на российском рынке связи останется только ПАО "ВымпелКом". Но и его будущее туманно - как в силу финансовых показателей, так и из-за того, что олигопольный рынок стремится к трем участникам (четыре крупных сотовых оператора для перенасыщенного рынка - явно многовато). И шансов стать этим третьим больше у тех, за чьей спиной отчетливо видны надежные "государственные тылы". Можно предположить, что "забрать" себе "ВымпелКом" по силам тандему Tele2 и "Ростелекома".

Но возможно, что к процессу "огосударствления" телеком-отрасли подключатся другие силы - например, крупные банковские организации, как это было в случае с группой ВТБ и Tele2. Претендентом, например, может стать Сбербанк. Этот банк очень активно действует в различных направлениях, не связанных напрямую с финансовыми услугами, а его ИТ-подразделение может посоперничать с крупными профильными ИТ-компаниями. Кроме того, Сбербанк очевидно заинтересован в работе на рынке мобильной связи: об этом свидетельствует его MVNO-проект. Возможно, одного только MVNO этому банку покажется недостаточно.