© ComNews
05.12.2017

По скоростям мобильного Интернета в сети 3G в центре Москвы с отрывом лидирует ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) и ООО "Т2 Мобайл" (бренд Tele2). В сети 4G (LTE) наиболее высокие показатели у ПАО "МегаФон" и МТС. Это следует из данных аналитического агентства Mobile Speed Rating, которое оценивало качество мобильного Интернета и голосовых вызовов при помощи мессенджеров в центре Москвы. По качеству услуг в сети 3G показатели операторов далеки до идеального пользовательского комфорта для звонков через мессенджеры. В сети 4G стабильность работы отстает от стандартов традиционных мобильных голосовых услуг, которые операторы осуществляют в сетях предыдущих поколений. Операторы сомневаются в методиках исследования агентства и выражают недоверие к его результатам.

Исследователи аналитического агентства Mobile Speed Rating протестировали скорость и качество мобильного Интернета в сетях третьего и четвертого поколений в центре Москвы. Замеры проводились в будние дни с 11:00 до 19:00 часов с 20 сентября по 20 ноября 2017 г. Специалисты сделали 100 звонков по минуте с разных устройств в приложениях WhatsApp и Telegram. Во всех случаях вызов принимался в терминале, подключенном к высокоскоростному стабильному каналу фиксированного Интернета. Исследователи обнаружили несколько типов инцидентов: обрыв разговора, зависание не менее чем на три секунды, повторный набор, критичная неразборчивость речи.  

"С развитием сервиса VoLTE (Voice over LTE - голос по LTE - Прим. ComNews) и увеличением количества смартфонов, поддерживающих эту технологию, операторы уже в ближайший год нивелируют преимущества мессенджеров в скорости дозвона или даже превзойдут приложения по данному показателю. В случае с голосовыми сервисами мессенджеров трудно прогнозировать скорый рост качества этих услуг в мобильных сетях, хотя бы потому, что операторы не сильно заинтересованы в точечных настройках сети специально для потенциальных конкурентов", - отметил управляющий директор аналитического агентства Mobile Speed Rating Сергей Вильянов. 

По скорости мобильного Интернета в сети 3G лидирующие позиции занимает МТС с 10,6 Мбит/c и Tele2 с 9,2 Мбит/c. Другие операторы демонстрируют иные результаты: у "МегаФона" - 7,1 Мбит/c, у ПАО "ВымпелКом" ("Билайн") - 5,1 Мбит/c. По данным исследования, показатели "Билайна", МТС и "МегаФона" при звонках через мессенджеры в сети 3G примерно равны, но при этом достаточно далеки от идеального пользовательского комфорта. В сети Tele2 более трети звонков обрывались или голос собеседника становился неразборчивым.

В сети 4G наиболее высокие показатели у "МегаФона" (27,8 Мбит/с) и МТС (27,1 Мбит/с). У Tele2 и "Билайна" показатели оказались ниже - 12,5 Мбит/c и 8 Мбит/c соответственно. Однако, по данным экспертов Mobile Speed Rating, лидерство "МегаФона" и МТС по скорости мобильного Интернета в сети 4G практически не дает их абонентам преимущества перед пользователями других операторов. Это происходит потому, что массово модели смартфонов, поддерживающие скорости выше 8-12 Мбит/c, пока не используются. "В сети 4G показатели всех операторов примерно на одном уровне, и голосовыми сервисами абоненты могут пользоваться с относительным комфортом. В то же время стабильность работы пока далека от стандартов традиционных мобильных голосовых услуг, которые операторы осуществляют в сетях 2G и 3G", - отметили в Mobile Speed Rating.

Целью исследования Mobile Speed Rating стал анализ качества сетей операторов по таким показателям, как настройка инфраструктуры связи, емкость и стабильность работы сети. По словам экспертов, именно эти показатели имеют основное значение для качества звонков через мессенджеры.

В "МегаФоне", Tele2 и "Билайне" не знают о методологии анализа Mobile Speed Rating и не доверяют результатам исследования. В пресс-службе "МегаФона" сообщили, что исследователи не представили операторам данные в виде логов, что сделало исследование закрытым и вызывающим вопросы. В частности, у "МегаФона" возникают сомнения по поводу квалификации специалистов, проводивших замеры, технического состояния оборудования, маршрута исследования и общего объема использованного трафика. Им также неизвестна методология проведения замеров и ее соответствие предложенной Минкомсвязи РФ. "МегаФон" привел в пример статистику Роскомнадзора, согласно которой оператор занимает лидирующие позиции по скорости мобильного Интернета.

"В отсутствие методологии, логов измерений и информации об использованном оборудовании данные этого исследования не вызывают доверия", - сообщил представитель пресс-службы Tele2. Компания опирается на результаты исследований, утвержденных Минкомсвязи. В Tele2 отметили, что по статистике информационно-аналитического агентства TelecomDaily, Tele2 в ноябре стал лидером по средней скорости мобильного 3G-интернета в Москве и его максимальной скорости в Московской области. "За короткие сроки мы построили в Москве и области сеть с использованием самого современного оборудования, и экспертное сообщество неоднократно называло Tele2 лидером по качеству передачи данных и голосовых услуг в столичном регионе", - добавили в пресс-службе оператора.

Той же позиции придерживается и "Билайн". В пресс-службе отметили, что данное исследование не содержит ни четкой методологии, ни информации о наличии сертифицированного оборудования, на котором оно проводилось. Соответственно, никакого доверия к его результатам у оператора нет. Пресс-служба МТС не ответила на запрос корреспондента ComNews.

Директор департамента телекоммуникационных услуг J`son & Partners Consulting Кирилл Кучеров отметил, что пока точных данных по совокупному объему голосовой связи через мессенджеры нет. Однако, согласно косвенным показателям, в целом по абонентской базе российских операторов голосовая связь в мессенджерах в количестве минут на абонента в месяц (MoU) пока еще не превосходит MoU голосовой сотовой связи. "По сути, с ростом использования мессенджеров бизнес-модель операторов все больше движется в направлении "трубы" для обеспечения ШПД для ОТТ-приложений", - считает аналитик J`son & Partners Consulting. При этом, по его словам, у операторов на данный момент нет ни эффективных способов противодействия этому процессу, ни зарекомендовавших себя моделей взаимовыгодного сотрудничества. Но использование мессенджера является драйвером для генерации трафика для операторов.