Марек Слачик, вице-президент по развитию массового рынка ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн")
© ComNews
04.12.2017

Операторы сотовой связи являются неотъемлемым звеном цифровой экономики, так как контролируют доставку потоков информации до пользователя, имеют обширную абонентскую базу и могут предлагать потребителю новые цифровые услуги напрямую. При этом постепенно уходящая в прошлое, но все еще существующая в России "стиральная машина" мобильных услуг делает рынок не похожим на другие.

Вице-президент по развитию массового рынка ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн") Марек Слачик рассказал корреспонденту ComNews о своем видении трансформации операторов связи в платформу цифровых сервисов.

- В 2016-2017 годы российский телекоммуникационной рынок вошел в стадию стагнации, связанную с высоким проникновением традиционных услуг, усилением конкуренции и широким распространением ОТТ-сервисов. Может ли сотовая компания в России зарабатывать на базовых услугах связи - голосе, SMS, мобильном Интернете?

- Определение традиционных сервисов меняется. Например, раньше традиционными сервисами называли голосовую связь, потом ее сменили SMS, MMS, мобильный Интернет и т.д. День ото дня рынок растет - появляется спрос на приобретение новых видов услуг.

Если конкуренция примет совсем экстремальную форму, то тогда продолжится стагнация. Но если игроки рынка поймут, что существует необходимость создавать дополнительную ценность услугам за счет появления чего-то нового и востребованного клиентами и при этом инвестировать в инфраструктуру - рынок будет продолжать расти. Я верю, что можно этого достичь, если все мы будем играть по этим правилам. Не могу говорить за другие компании, но "Билайн" прилагает максимум усилий, чтобы двигаться именно по этому пути. При этом я думаю, что рост спроса на базовые услуги связи не закончится в 2018 году. Даже если мы посмотрим на собственные данные: 58% наших клиентов обладают смартфонами, но не все владельцы смартфонов используют их для получения услуг передачи данных.

Давайте упростим ситуацию и скажем, что, например, значительная часть наших клиентов еще не обнаружили для себя мир данных, хотя усредненное потребление мобильной даты в расчете на одного клиента продолжает расти. И в этом мы видим значительный потенциал.

- Верите ли вы в возможность успешной трансформации оператора связи в платформу цифровых сервисов? Если да, то как оператор может привлекать сторонних провайдеров таких сервисов на свою платформу на эксклюзивной основе либо что должно заставлять абонентов пользоваться неэксклюзивными сервисами через своего оператора связи?

- Возможности есть, но вопрос в том, понимаем ли мы, как эти возможности правильно использовать. Я думаю, что телеком-провайдеры имеют очень много оснований для того, чтобы меняться и становиться такими платформами. Это и большие данные, которыми мы обладаем, и частое взаимодействие провайдеров с клиентами, и развитие операторских розничных сетей.

Сложность состоит в том, что преимущества и особенности многих цифровых услуг абоненту нужно объяснять, помогать загружать и активировать. Ключевой вопрос в том, каким образом сделать эти сервисы релевантными, интересными и отличающимися от продуктов других компаний - Google, Apple, "Яндекса" или Mail.ru Group, которые есть на рынке уже сегодня.

Вся история вокруг нашего приложения VEON - это попытка войти на эту территорию. Именно действия на этой территории позволяют нам использовать клиентские данные, поддерживать связь с абонентами и использовать нашу распределенную розничную сеть для того, чтобы продвигать эту платформу. Вопрос, который стоит перед нами сейчас: каким образом можно расширить эту территорию?

Интересные сведения, которые мы получаем со стороны партнеров, показывают нам этот путь. Помимо этого, путь показывают и сами клиенты. Клиента тоже нужно слушать и принимать его предложения, если они появляются в правильное время и в правильном месте. Таким образом, эта контекстуальность в мире маркетинга, когда вы можете привязывать партнера к правильным клиентам, играет очень важную роль. Но при этом требует много усилий и ресурсов.

- Мы плавно перешли к теме о приложении VEON. Как приложение уже успело себя зарекомендовать?

- Мы внимательно смотрим на конкретные показатели работы приложения, потому что находимся  еще на раннем этапе развития. Прошло всего три месяца после запуска приложения, однако на сегодняшний день количество скачиваний составило уже более 1,3 млн.

Отмечу, что сегодня самая популярная часть приложения VEON - это партнерские предложения. В настоящее время с платформой VEON сотрудничает более 50 компаний-партнеров, которые предлагают свои услуги и сервисы.

Мы не видели ни одного негативного отзыва от этих компаний. Никто из них не пожалел, что присоединился к VEON.

- Как вам видятся перспективы развития сетей 5G в целом и в России в частности?

- Сегодня в мире нет ни единой коммерческой сети 5G, но индустрия развивается очень быстро. Что касается нас, то мы активно работаем с ключевыми поставщиками для того, чтобы технологии, которые лягут в основу 5G, развивались в России. И наши конкуренты тоже это делают. Но мы будем входить в пространство 5G с точки зрения запуска в коммерцию тогда, когда будет правильное время для этого: когда будут готовы рынок, устройства для клиентов и когда регулятор позволит операторам развивать 5G-сети наиболее эффективно.

При этом необходимо понимать, что потенциал сети 4G еще не использован до конца. Нам необходимо, чтобы  стандарт LTE был распространен повсеместно, во всех регионах, где мы работаем. На конец III квартала 2017 года наша LTE-сеть охватывает 60% населения. Потенциал для развития у LTE еще весьма значительный.

- Среди заявленных целей правительственной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" - обеспечить к 2024 году устойчивое покрытие 5G во всех крупных городах страны (с населением 1 млн человек и более). Видите ли вы логику в увязке 5G и наиболее густонаселенных территорий, если 5G предназначена для подключения устройств?

- Я не думаю, что сеть 5G предназначена только для подключения устройств. 5G - это сеть следующего поколения, которая поднимает качество интернет-доступа на абсолютно новый уровень. В частности, эта технология, из-за своей очень высокой скорости соединения и низкой задержки, позволяет эффективно управлять движущимися устройствами и использовать технологии уже беспилотных транспортных средств. И таким образом предоставляет возможность работать в области Интернета вещей (IoT). И с развитием IoT, когда у каждого человека станет все больше управляемых устройств - машина, холодильник, чайник, с электронной SIM-картой наверняка, - для управления этими супер-умными домами или сетями устройств человеку, в любом случае, придется воспользоваться технологией 5G.

В этом смысле развертывание 5G-сетей является важным шагом в развитии цифровой экономики.

Что касается того, где в первую очередь важно развивать 5G, то сейчас идут дискуссии на эту тему. Важно, чтобы сети 5G не стояли недозагруженными и ими бы пользовались клиенты и массового, и бизнес-сегмента рынка.

Думаю, что логично начать развертывать сети пятого поколения с больших городов, а затем уже переходить на другие территории.

- В отличие от услуг связи, единых для всех групп частных и корпоративных пользователей, сервисы IoT различны для разных отраслей экономики и даже отдельных компаний. Способен ли сотовый оператор, привыкший к универсальности услуг, предлагать уникальные IoT-сервисы различным группам потребителей?

- Я верю в то, что с приходом Интернета вещей возникнет абсолютно новое пространство для компаний и различных вертикалей для того, чтобы создавать новые цепочки ценностей, которые будут строиться на логике Интернета вещей. Наша главная роль как провайдеров будет заключаться в предоставлении инфраструктуры для связи и в обеспечении качества сети.

Телеком-индустрии в целом будет сложно, но важно перестроиться на новый рынок. Мир Интернета вещей поставит нас перед абсолютно новой логикой предоставления услуг, перед новыми вопросами о том, каким образом мы будем объединять вещи, устройства, предметы. Полагаю, что сегодня еще сами клиенты не до конца понимают, что значит для них Интернет вещей.

- В 2017 году в России ожидается запуск нескольких крупных банковских MVNO (Сбербанк, Тинькофф Банк). В отличие от других MVNO, банки могут позволить себе предложить услуги сотовой связи ниже себестоимости - с тем чтобы привлечь максимальное количество пользователей и зарабатывать на мобильных финансовых услугах. Просчитываете ли вы такой сценарий развития рынка и что сможет противопоставить "ВымпелКом" таким стратегиям банковских MVNO?

- С глобальной точки зрения я пока не видел большого количества успешных, прибыльных MVNO на рынке. MVNO-проект может быть успешным только тогда, когда вы используете мобильные сети для чего-то большего, чем просто попытка заработать на мобильных сервисах, потому что маржа здесь очень низкая.

Сложно комментировать, что дальше будут делать Сбербанк или Тинькофф Банк. Все проекты в области MVNO, которые мы наблюдали в России ранее, пока демонстрируют незначительное влияние на бизнес традиционных операторов.

Мы продолжим следить за развитием этой ситуации с "банковскими" MVNO, но пока мы не видим это направление как что-то прорывное, способное значительно повлиять на расстановку сил на рынке.

- У вас богатый опыт работы в европейских телекоммуникационных компаниях (Mobilkom, O2, Eurotel, Vodafone, Telenor Serbia, Telenor Denmark, Telenor Sweden, Telenor Group). Что принципиально отличается на российском рынке связи от стран Европы, в которых вам довелось поработать, и что является идентичным?

- Если говорить о схожести, то я вижу, что российские потребители так же, как и в других странах, очень активно нацелены на потребление мобильного Интернета. Отмечу также, что проникновение смартфонов в Европе на том же уровне, что и в России. Лично я был приятно удивлен уровнем цифровизации российских клиентов. В ряде регионов большее количество предложений и более лучший цифровой доступ к информации, чем в некоторых европейских странах.

Отличия заключаются в том, что в ретейле, в продажах cуществует своего рода "стиральная машина". Когда нет долгосрочных контрактов, рынок полностью либерализирован и используется предоплаченная модель оказания услуг, такая "стиральная машина" стимулирует потребителей, использовав стартовый баланс на SIM-карте, выкинуть одну SIM-карту и тут же активировать другую. И это очень специфично, если сравнивать Россию с другими европейскими рынками. Но такая модель не сильно отличается, например, от азиатских рынков, где также больше предоплаченных услуг.

- Видите ли вы сходство в инициативе Федеральной антимонопольной службы России по отмене внутрисетевого роуминга с инициативой Roam Like at Home Еврокомиссии? Если да, то в чем именно, и как вы оцениваете влияние этих инициатив на рынок? Успевает ли "ВымпелКом" выполнить требования регулятора в отношении внутрироссийского роуминга?

- ЕС - это объединение различных стран с различной экономикой и законодательными базами. И они шли к этому несколько лет. Что касается России, то это единая огромная страна, и в этом основное отличие.

"Билайн" поддерживает трансформацию российского рынка в отношении ухода от национального роуминга, но техническая реализация требует времени.

Мы вообще считаем, что в нашем все более дата-центричном мире люди все больше будут использовать передачу данных, чем традиционные голосовые услуги, в том числе в роуминге.

- Операторы сначала поголовно ввели безлимитные тарифы, потом также массово от них отказались. Вернется ли рынок, на ваш взгляд, к этой практике?

- Безлимитные предложения, которые сегодня есть у мобильных операторов, - это хороший маркетинговый инструмент. Хороший инструмент привлечения новых абонентов. Однако по факту большая часть тех, кто подключал безлимиты, пользовались определенными лимитами трафика.

Безлимитность/бесплатность же больше интересна как возможность для операторов простимулировать потребление новых сервисов - в частности, сейчас потребители все активнее начинают использовать определенные направления трафика и сервисы с мобильного устройства, а не с домашнего компьютера. И собственно по этому пути рынок пошел, мы форсируем окончательный переход на потребление ключевого контента из Интернета с мобильного телефона клиента. В нашем случае это опция #МожноВСЕ , когда за абонентскую плату тебе доступен безлимитный доступ в социальные сети через приложения "ВКонтакте", "Одноклассники", Facebook, Instagram, Twitter и музыкальные сервисы "ВКонтакте", "Яндекс.Музыка", "Яндекс.Радио" и Zvooq.

- В этом году компания "ВымпелКом" отмечает 25-летие. Как вы празднуете это событие?

- Мы оглядываемся назад и смотрим на то, чего уже достигли. Есть определенная ностальгия, конечно, в том, что отрасль, так динамически меняющаяся, уже отмечает четвертьвековой юбилей. Мы приглашали нашего основателя Дмитрия Борисовича Зимина, чтобы он мог поделиться опытом, пообщаться с нашими сотрудниками, которые не застали рынок 25-летней давности.

Сам я работаю в телекоме 17 лет. Сегодня индустрия находится совсем в другом пространстве, нежели 25 лет назад или даже 17. И очень интересно наблюдать за тем, как быстро все меняется.