Лев Левин: "Теперь IoT – ​это часть стратегии Cisco по цифровизации"
16.11.2017

Корпорация Cisco изменила принципы поддержки развития "умных" городов и сообществ, скоординировав создание цифровых платформ и решений со стратегией разработки новой унифицированной платформы Интернета вещей (IoT) Cisco Kinetic. О новых подходах корпорации к IoT и собственных взглядах на цифровую экономику в интервью главному редактору "Стандарта" Леониду Конику рассказал директор по стратегии и развитию бизнеса Cisco в области IoT и "умных" городов Лев Левин.

- Правительство России недавно утвердило программу "Цифровая экономика РФ", однако отрасли экономики в ней не упомянуты. Что такое цифровая экономика с позиций Cisco?

- Все же в этой программе выделены несколько направлений: образование, здравоохранение и "умные" города, – ​и они очень важны, так как тесно связаны с потребностями граждан. "Умные" индустрии без "умных" жителей и грамотных специалистов построить невозможно: в центре цифрового будущего должны быть люди. Поэтому мне кажется, что в основу программы заложены правильные вещи. Отраслей экономики много, и в разных странах различные индустрии являются системообразующими. Для того чтобы эти отрасли развивались и становились цифровыми, важно, в дополнение к человеческому потенциалу, создать нормативные акты для применения перспективных технических решений. С помощью новых технологий можно оптимизировать или автоматизировать любую отрасль и сферу деятельности. Основной вопрос – ​сколько это будет стоить и как это потом использовать. Потому что одно дело – ​создание автоматизированной системы, и совсем другое – ​ее эксплуатация и развитие для получения экономических и социальных выгод. Для этого и нужна нормативная база, которая будет стимулировать компании к инновациям. Многие российские предприятия, особенно промышленные, не очень активны в цифровой трансформации. В других же странах мы видим, как государство задает обязательные для выполнения требования (например, по энергосбережению), и технологии внедряются сверху вниз: бизнес вынужден применять новые технологии для выполнения государственных требований, но и самому бизнесу это приносит выгоду.

Еще один важный аспект успешной реализации программы "Цифровая экономика" связан со стандартами. Они нужны для того, чтобы разнородные технологические решения для промышленности, "умного" города и иных областей применения могли между собой "общаться". В мире до сих пор используются разные электрические розетки, а для глобальной цифровой экономики нужны единые стандарты, ведь впереди – ​появление миллиардов подключенных устройств. И если мы хотим, чтобы развивалась единая экосистема, в которой создаются новые продукты, отлажена логистика, энергетика, поставки конечным пользователям и т. д., если не планируем ограничиваться автоматизацией одного конкретного производства, без стандартов не обойтись. Также важно включить в экосистему партнеров, чтобы интегрировать отдельные разработки в единое целое: в мире нет ни одной компании, способной создать законченное решение для каждой индустрии.

- Цифровая экономика основана на работе с данными, собранными при помощи многочисленных датчиков. В мире уже есть десяток технологий IoT, но ни одна пока не получила статус стандарта. Есть ли среди них те, которые Cisco видит в качестве глобального стандарта?

- На рынке появилось слишком много игроков с разными разработками и идеями, поэтому ожидать традиционной хронологии событий (создание технологии – ​стандартизация – ​коммерческое применение) сложно. Огромную роль стала играть экономическая эффективность. Ту же технологию LoRa многие компании стали применять в коммерческом режиме, оценив ее очевидные преимущества (низкое энергопотребление, большой радиус действия), хотя есть и иные технологии, которые позволяют – ​по крайней мере в теории – ​делать то же самое. А решениям на базе NB-IoT пока не хватает возможных вариантов применения и партнеров. При этом с любой IoT-технологией может произойти то же, что случилось с WiMAX: в какой-то момент казалось, что это новый глобальный стандарт, по всему миру запускались коммерческие WiMAX-сети, но на новом витке технологического развития WiMAX сошел на нет, уступив место стандарту LTE.

Подход Cisco к IoT построен на применении любых технологий. К примеру, мы принимаем участие в проекте оператора Orange по созданию сети LoRa в масштабах всей Франции. Но для разных приложений, экономических и технических условий нужны различные IoT-технологии, и я полагаю, что не будет ни одного крупного города и даже корпорации, которые сделают выбор в пользу какой-то одной из них. Для решений, связанных с безопасностью, и для всех видеоприложений нужны технологии с большой пропускной способностью, а, скажем, для контроля уровня мусора в баке достаточно узкополосной технологии. Важно, чтобы данные, которые собираются и передаются с помощью разных технологий, затем могли агрегироваться, нормализовываться (то есть приводиться к единому виду) на единой платформе – ​только в этом случае их можно будет использовать для автоматизации.

Хотя, конечно, наличие стандартов IoT помогло бы массовому внедрению технологии, ведь за счет больших партий стоимость оборудования резко снижается. Будем честны: ни одного "умного" города – ​в полном смысле термина – ​в мире пока не существует. В самых прогрессивных городах "умные" решения реализованы точечно или на небольшой территории: комплексного подхода нет нигде.

- Кто может утвердить глобальный стандарт IoT? 3GPP включила NB‑IoT в очередной релиз стандарта LTE и слышать не хочет про LoRa.

- Пожалуй, в мировом масштабе такого органа нет. Разумеется, это можно сделать в рамках отдельного государства или даже отрасли, хотя это рисковый шаг – ​можно затормозить процесс инноваций. В средней и долгосрочной перспективе вероятно принятие глобального стандарта (или стандартов) IoT, но для этого нужна совместная работа всех ключевых игроков. В ИТ, в большей степени, чем в телекоме, разработчики не только конкурируют, но и сотрудничают друг с другом, и такая партнерская модель может привести к утверждению общих стандартов.

- Что является главным в Интернете вещей: количество подключенных устройств, технология радиоинтерфейса, способ обработки данных или искусственный интеллект, необходимый для выбора управляющего воздействия на основании собранных данных?

- За последние два года Cisco конкретизировала свою позицию по этому вопросу. Теперь IoT – ​это часть нашей стратегии по цифровизации, которая включает в себя целый стек технологий. При этом Интернет вещей – ​и про связь, сбор и передачу данных от различных сенсоров, которые можно подключить по протоколу IP. Мы рассматриваем цифровизацию в двух направлениях: госсектор (это прежде всего "умные" города, образование и здравоохранение) и различные индустрии. Основной упор делаем на автоматизацию: к примеру, простой мониторинг того, что происходит с дорожным движением в городе, не приносит эффекта ни жителям, ни властям. А вот автоматическая смена режима работы светофоров или онлайн-изменение стоимости парковки на улицах в зависимости от дорожной обстановки такой эффект обеспечивают. Причем эти решения должны быть киберзащищенными – ​чтобы исключить возможность неавторизованного влияния на процессы.

- В цифровой экономике крупными заказчиками становятся корпорации из всех секторов рынка. Способна ли корпорация Cisco вникать в разнообразные индустриальные потребности, или при создании отраслевых решений вы полагаетесь на партнеров?

- Cisco уже восемь лет занимается "умными" городами и не менее шести лет – ​индустриальными внедрениями. Объем бизнеса корпорации в этих областях составляет около $4 млрд в год. Скажем, в сфере "умного" города у нас есть стандартные решения для "умного" освещения, вывоза мусора, парковок, ЖКХ и др. У нас есть даже коробочное решение "Золотая миля", которое решает все городские задачи в комплексе на одном квадратном километре (их можно купить в любом количестве и объединить в кластер).

Мы предлагаем законченные решения, которые включают и сертифицированные нами партнерские продукты – ​например, исполнительные устройства. У нас есть и российские партнеры: интеграцию прошли несколько компаний, включая "АйТи", которая разработала решение для управления освещением (и мы запустили с ними совместный проект в Астане), и резидента "Сколково" Alphaopen, создавшего решение для "умных" зданий. У нас есть совместный продукт в сфере IoT с московской компанией Netcube, позволяющий осуществлять мониторинг производственного оборудования (он уже внедрен на заводе ЗАО "Чебоксарское предприятие "Сеспель" в Чувашии). Есть много других партнеров в России, с которыми мы обсуждаем возможности интеграции.

- Готова ли компания продвигать такие российские решения в составе своих продуктов за пределами РФ?

- Да, конечно. При этом у нас нет задачи продвигать только российские, японские или, допустим, шведские решения. Мы отбираем продукты, которые имеют конкурентные преимущества в глобальном масштабе, – ​и продвигаем их по всему миру. Скажем, "АйТи" создала отличный алгоритм управления освещением: его стоимость в пересчете на один светильник в два-три раза ниже аналогичных западных разработок, функциональность больше, и в его надежности мы убедились на практике. В таких ситуациях нам очень интересно предлагать российским партнерам возможности для экспорта продуктов. У нас есть целая программа Cisco Solution Partner, которая включает в себя создание совместной архитектуры с партнерами. Такая архитектура тестируется, затем сертифицируется (с этого момента информация о продукте становится доступной инженерам и аккаунт-менеджерам Cisco по всему миру) и, наконец, включается в наш глобальный прайс-лист

Мы видим в России большой потенциал – ​и в разработке приложений, и в написании ПО (в том числе для систем АСУ ТП), и в создании сенсоров, которые можно продвигать по всему миру. Мы тесно работаем со "Сколково", с федеральными университетами (в Казани, в Екатеринбурге) и видим очень интересные стартапы и разработки, хотя не все из них легко монетизировать.

- Есть ли уже примеры российских продуктов, попавших в глобальный прайс-лист Cisco?

- Пока нет, но упомянутые мной три компании очень близки к этому: я полагаю, что это вопрос нескольких месяцев. И есть пример казанской компании "Синарра Системс", которая создала систему аналитики Wi-Fi-трафика и перепродажи контекстной рекламы: мы проинвестировали ее напрямую, и теперь она продвигает продукт по всему миру. Также Cisco уже несколько лет работает с Almaz Capital, вложив в первый их фонд $50 млн, а во второй – ​$100 млн. Высока вероятность того, что мы будем расширять объем таких программ в России.