© ComNews
02.11.2017

Сумма в 100 млрд руб. в год, которую выделяют из бюджета на реализацию программы "Цифровая экономика РФ", ровно в 45 раз меньше того объема средств, который требуется от операторов связи для исполнения закона Яровой. Об этом заявил исполнительный вице-президент по взаимодействию с органами государственной власти ПАО "ВымпелКом" Михаил Якушев на конференции Russian Internet Week (RIW 2017). Спикер заметил, что нужно найти баланс между безопасностью и развитием инфраструктуры, иначе "получается немного грустная рифма: цифровая или Яровая". Эту ситуацию и другие вопросы, связанные с развитием телеком-инфраструктуры в условиях взятого государством курса на цифровую экономику, обсуждали операторы связи в ходе специальной сессии RIW 2017.

Михаил Якушев в своем выступлении на специальной сессии RIW 2017, организованной "Медиа-Коммуникационным Союзом", подробно остановился на поиске баланса разных интересов при развитии телеком-инфраструктуры. Представитель "ВымпелКома" задается вопросами, что важнее - безопасность или развитие инфраструктуры, развитие многонационального цифрового суверенитета или вхождение России и занятие ею достойного места в системе международного разделения труда, защита интересов правообладателей или обеспечение доступа граждан к достижениям науки, литературы и искусства.  

Спикер напомнил, что на недавнем форуме "Открытые инновации" прозвучала мысль о том, что государство готово выделить на реализацию программы "Цифровая экономика РФ" до 100 млрд руб. в год. Как заметил Михаил Якушев, сумма ровно в 45 раз меньше, чем требует от операторов связи реализация закона Яровой. Он уточнил, что вся цифровая экономика в 45 раз меньше, чем та сумма в которую Минкомсвязи и ФСБ оценили затраты операторов на реализацию закона Яровой. "И здесь получается немного грустная рифма: "цифровая или Яровая", - заметил Михаил Якушев.

Директор РАЭК Сергей Плуготаренко обратил внимание на то, что фраза "цифровая или Яровая" демонстрирует попытки донести мысль до тех, от кого зависят стратегические решения, что регулирование должно быть не запретительным, а стимулирующим. "Яровая или цифровая" будет ярким и лаконичным определением того, на какой развилке мы сейчас находимся", - подчеркнул он.

Представитель "ВымпелКома" предложил выход из ситуации. "Соблюдение этого баланса, на мой взгляд, не в том, что нужно противопоставлять одно другому, а нужно обеспечивать и безопасность, и развивать инфраструктуру. Да, нужно защищать интересы и правообладателей, а лучше авторов произведений и пользователей. Нужно защищать цифровой суверенитет и в то же время обеспечивать вхождение нашей страны как конкурентоспособного участника глобальной экономики и международного разделения труда",  - отметил он.

Директор Столичного филиала ПАО "МегаФон" Алексей Семенов отметил, что телеком-операторы являются фундаментом цифровой экономики. Он заявил, что цифровую экономику формируют в первую очередь люди, и отметил, что поскольку возможности и требования к цифровым сервисам с годами сильно меняются, возникают требования по смене технологии.

Алексей Семенов коснулся еще одной темы, волнующей операторов, а именно - развития сетей мобильной связи пятого поколения. По его словам, все российские операторы участвуют в тестах сетей 5G с вендорами и поставщиками для того, чтобы в РФ они появились самыми первыми. Представитель "МегаФона" отметил три отличия сетей четвертого поколения от сетей пятого поколения. Во-первых, высокие скорости (в тот момент, когда 4G имеет скорость десятки/сотни Мбит/с, 5G - десятки Гбит/с). Во-вторых, 5G предполагает минимальное время отклика (установка мгновенного соединения). И в-третьих, практически нет ограничений на количество устройств в пересчете на площадь (технология 5G может обслуживать тысячи абонентов).

Однако в "МегаФоне" также понимают, что такого коврового покрытия для 5G, как с сетями третьего или четвертого поколения, уже не будет. По словам Алексея Семенова, принципы построения сети будут несколько иными. "Они будут не столько географическими, сколько отраслевыми и нацеленными на решение конкретных прикладных задач той или иной отрасли, той или иной индустрии. Если второе, третье, четвертое поколение сетей было больше рассчитано на массовый рынок, то 5G - это все-таки больше бизнес и государство. 5G на начальном этапе будет решать задачи крупных компаний, государственного и отраслевого масштаба", - пояснил представитель "МегаФона".

Михаил Якушев из "ВымпелКома" при этом обратил внимание на проблему использования радиочастотного спектра. Он отметил, что с готовностью государства и ведомств, отвечающих за предоставление радиочастотного спектра для использования операторами связи, дела обстоят плохо. "В настоящий момент, по разным экспертным оценкам, гражданское использование радиочастотного спектра в нашей стране не превышает 5% от общего размера диапазона", - привел цифры представитель "ВымпелКома". Михаил Якушев добавил, что потребности в пропускной способности постоянно увеличиваются, что требует изменения мощности инфраструктуры, мощности базовых станций, появления новых частот, особенно когда речь пойдет про 5G.

Алексей Семенов поддержал Михаила Якушева по поводу частотных ресурсов и диапазонов частот. Он отметил, что для технологии 5G необходимо "несколько частотных диапазонов, которые на сегодня в нашей стране не очень свободны". Спикер уверен, что освобождением нужно будет заниматься с привлечением государства. "От того, насколько чистыми будут те диапазоны, которые нужны мобильным операторам для использования этого стандарта будет зависеть и то, с какой скоростью будет развиваться 5G", - подчеркнул Алексей Семенов. Он уточнил, что от того, какой частотный диапазон будет появляться первым, будет зависеть то, какое покрытие сотовые операторы смогут обеспечить новой технологией.

"Мы абсолютно точно понимаем, что плотность застройки базовых станций 5G будет в несколько раз выше, чем 4G", - добавил представитель "МегаФона". Он уточнил, что, к примеру базовые станции оператора в Москве стоят через каждые 300 м, для технологии 5G это будет уже 100 м, что предполагает затраты совсем другого уровня.

На вопрос об инвестициях в развитие 5G Алексей Семенов ответил, что все будет зависеть от того, какой частотный спектр освободят для сетей пятого поколения. Он объяснил, что объем инвестиций может меняться в разы в зависимости от того, на каких диапазонах оператор будет работать. Например, ставить базовые станции через каждые 50 м или через 150 м.

Алексей Семенов надеется на поддержку государства в работе с частотным спектром. Кроме того, важна поддержка государством тех отраслей экономики и проектов, которые будут формировать спрос и потребности в этих услугах.

Заместитель директора Департамента регулирования радиочастот и сетей связи Минкомсвязи России Михаил Быковский отреагировал на слова представителей "ВымпелКома" и "МегаФона" заявлением о том, что государство по части 5G сделало все максимально возможное, и теперь ход за бизнесом. В частности, от операторов ждут стандартизации диапазонов, появления устройств, формирования рынка. Михаил Быковский заметил, что когда это случится, "мы готовы эти частоты выставить на аукцион и их разыграть".

"При конверсии всегда важен баланс интересов. Это как раз тот случай, когда на цифровую экономику работает не только бюджет ЦЭ, но и бюджет гособоронзаказа", - пояснил представитель Минкомсвязи.

Как сообщил Михаил Быковский, ведомство последовательно занимается развитием инфраструктуры цифровой экономики. В частности, Минкомсвязи ввело принцип технологической нейтральности (и продолжает над ним работать), изменило принцип платы за спектр, реализовало аукционные частоты, упростило доступ операторов к объектам государственной и муниципальной собственности.

Среди нерешенных инфраструктурных проблем Михаил Быковский назвал обеспечение доступа операторов связи в многоквартирные дома. Подход министерства заключается в следующем: во-первых, если у жильца дома есть потребность в получении услуг от конкретного оператора, управляющая компания (УК) должна предоставить оператору такой доступ; во-вторых, УК вправе потребовать от оператора безопасного для дома размещения сетей связи. Михаил Быковский обратил внимание, что в тех домах, где существует один оператор связи (как правило, "карманный", принадлежащий управляющей компании) имеют место жалобы на связь и цены в два-три раза выше.

Тему недискриминационного доступа операторов связи в многоквартирные жилые дома (НДД) продолжил директор департамента управления регуляторными рисками ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) Андрей Рего. Он привел статистику, согласно которой в Москве из 44 тыс. жилых многоквартирных домов в 3000 доступ операторов связи ограничен. По его словам, проблема связана с ограничениями в области жилищного законодательства.

Андрей Рего задается вопросом, нужно ли защищать теми же методами, что несколько лет назад, право собственности граждан в многоквартирных жилых домах или все-таки необходимо на данном этапе развивать цифровые сервисы и обеспечивать НДД.

Решение этой проблемы он видит во внесении изменений в жилищное законодательство, которое позволит оператору связи (если есть соглашение хотя бы с одним жильцом) иметь доступ в этот жилой дом без каких-либо ограничений. По мнению Андрея Рего, для того чтобы защитить право граждан, нужно надлежащим образом регламентировать деятельность по входу в жилые дома и определить, какие документы должен оператор связи иметь для доступа в жилой дом. "Нужно определить порядок входа в жилой дом, то есть куда подаются соответствующие документы, в какое время возможна установка соответствующего оборудования, и в конечном итоге решить вопрос, что же делать другим жильцам, если они не согласны с такой постановкой вопроса, когда в жилой дом входит какой-то из операторов связи. А для этого необходимо в законодательстве предусмотреть определенный срок, ограничивающий возможности для принятия решений общим собранием собственников для того, чтобы ограничить размещение сетей связи этого нового оператора", - считает он.

Андрей Рего убежден, что развитие цифровой экономики невозможно без конкуренции. "На сегодняшний день мы видим не очень хорошую тенденцию, когда, с одной стороны, государство принимает решение о развитии цифровых продуктов, о необходимости появления новых рынков, а с другой - создает преференции определенным участникам рынка, когда возникают такие понятия, как "единственный поставщик услуг" по доступу в Интернет, по доступу к телефонной связи, по передаче информации в результате предоставления аренды каналов государственным органам, медицинским учреждениям", - считает спикер. Представитель МТС уверен, что выбор поставщиков должен осуществляться исключительно на конкурсной основе.

Глава дирекции по взаимодействию с федеральными органами государственной власти оператора связи "Энфорта" (ООО "Престиж-Интернет", входит в "ЭР-Телеком Холдинг") Алексей Рокотян к вышесказанному добавил, что от операторов требуют, чтобы "нигде не висело, никуда не торчало и, желательно, не излучало", однако это не всегда технически возможно. По его словам, в этом вопросе нужен баланс эстетических соображений и требований информационного общества и цифровой экономики. "Должен быть порядок в этой сфере, но это не значит, что операторы связи должны практически переделывать свою сеть, уходя под землю за свой счет из-за того, что кому-то не понравился вид за окном", - отметил он.

Директор практики консультационных услуг, координатор центра по работе с быстрорастущими компаниями и венчурным капиталом Ernst & Young Михаил Трегубенко отметил, что телеком развивался в России гораздо быстрее, чем в других странах, и качество услуг, которые предоставляют сейчас телеком-операторы в РФ, превышает по многим характеристикам качество услуг связи, например, в странах Европы.

Он подчеркнул, что многие проблемы, озвученные операторами связи, характерны и для мировых телеком-компаний. Например, глобальное сокращение ARPU (среднемесячный доход от абонента) или рост CAPEX.

Заместитель руководителя правового комитета Медиа-Коммуникационного союза (МКС) Никита Данилов добавил, что операторы связи должны смотреть в сторону развития новых бизнесов, новых услуг в сфере медиа, М2М, обработки больших данных, VR и т.д.