© ComNews
01.11.2017

По предварительным данным "ТМТ Консалтинга", количество публичных точек доступа в Интернет по технологии Wi-Fi (хотспотов) в 2017 г. увеличилось на 13% год к году, до 96 тыс. Объем рынка составил 3,6 млрд руб., что на 23% больше, чем в 2016 г. Рост рынка обеспечили крупные проекты на общественном транспорте, а также B2G-сегмент (Wi-Fi в госучреждениях, школах и др.). Лидерами рынка операторского Wi-Fi по доходам в РФ аналитики считают операторов "МаксимаТелеком", "ВымпелКом" и "ЭР-Телеком".

Клиентами российского рынка Wi-Fi являются частные пользователи, корпоративные клиенты и государственные организации. Причем в структуре рынка сегменты пользователей разделены так: 24% - B2C, 28% - B2B и 48% - B2G. При этом сегмент B2C приносит операторам меньше всего доходов (3%), а сегменты B2B и B2G - больше всего (54% и 43% соответственно). Как отмечается в исследовании "ТМТ Консалтинга", значительную долю доходов в B2B-сегменте приносит реклама на транспорте.

Пока больше всего хотспотов находятся в помещениях. Однако в 2018 г. будет расти число outdoor-хотспотов, благодаря таким московским проектам, как "Городская сеть Wi-Fi" и др., а также благодаря ЧМ-2018.

Как сообщил в разговоре с корреспондентом ComNews генеральный директор "ТМТ Консалтинга" Константин Анкилов, лидерами по доходам в России являются АО "МаксимаТелеком", ПАО "ВымпелКом" и АО "ЭР-Телеком Холдинг", а также ПАО "МегаФон", ПАО "Ростелеком" и ПАО "МТС" (перечислены в порядке убывания). По его словам, все перечисленные компании имеют сопоставимый объем дохода,  но "МаксимаТелеком" в этом рейтинге вырвалась вперед.

По словам заместителя генерального директора по стратегии и развитию "МаксимаТелеком" Олега Копицына, данные исследования "ТМТ Консалтинга" соответствуют реальному положению дел на рынке. "МаксимаТелеком" зарабатывает основную выручку в B2B-сегменте (то есть показывая пользователям рекламу различных компаний). Он уточнил, что платными пакетами пользуется около 7% активной абонбазы, и этот сегмент приносит 10-15% выручки компании.

В целом оператор фокусируется на развитии сегментов B2B и B2G. "В B2B мы увеличиваем количество партнерских сетей Wi-Fi, которые монетизируем; наращиваем долю таргетированной рекламы, что позволяет увеличить чистую выручку от имеющегося рекламного инвентаря; развиваем дополнительные сервисы для пользователей совместно с партнерами, которые платят нам часть прибыли; предлагаем партнерам инфраструктурные сервисы, позволяющие дополнительно монетизировать созданные нами сети", - говорит Олег Копицын.

Что касается развития в B2G, то "МаксимаТелеком" участвует в тендерах на предоставление услуг на базе Wi-Fi муниципалитетам и государственным предприятиям; предлагает государственным заказчикам дополнительные сервисы, связанные с предоставлением пользователям услуг на базе уже созданных сетей Wi-Fi.

"ВымпелКом" продолжает развивать собственную сеть Wi-Fi , а также обеспечивает публичный доступ с идентификацией пользователей на уже построенной инфраструктуре Wi-Fi корпоративных клиентов. "Наиболее активное развитие мы видим в сегментах B2B и B2G. Что касается размещения хотспотов, то большая их часть устанавливается в помещениях", - говорит пресс-секретарь компании Анна Айбашева.

Как отметила пресс-служба "ЭР-Телекома", наиболее доходным сегментом операторского рынка Wi-Fi для оператора является B2B. "ЭР-Телеком" не рассматривает рекламную модель как основной источник финансирования проекта, а использует как дополнительный. Большее количество хотспотов оператора находятся в помещении - 75%, соответственно, 25% занимают outdoor-хотспоты.

Как говорит руководитель пресс-службы "МегаФона" Юлия Дорохина, в целом компания согласна с выводами коллег-аналитиков. "Мы наблюдаем активный интерес и проникновение услуги Wi-Fi в сегментах B2G и B2B, - сказала она. - Мы видим перспективы рынка операторского Wi-Fi и планируем развивать наше решение "Wi-Fi с авторизацией" - расширяем функционал платформы авторизации, внедряем инструменты для выгрузки статистики и аналитики. При этом обеспечиваем полное соответствие законодательной базе России".

Кроме того, "МегаФон" наращивает позиции в транспортной отрасли за счет дочерней компании NetByNet. Оператор строит самую крупную сеть Wi-Fi на наземном транспорте Москвы. Сегодня к Wi-Fi от NetByNet подключено уже около 9 тыс. транспортных средств в Москве - автобусы, троллейбусы, трамваи, поезда МЦК, 108 остановок общественного транспорта, а также аэропорт Внуково. "Мы уверены, что в ближайшие годы интерес сохранится и мы увидим новые интересные решения в этой сфере операторского бизнеса", - говорит Юлия Дорохина.

Представитель "Ростелекома" в целом согласен с результатами исследования, однако подвергает сомнению распределение позиций игроков на рынке, сделанное аналитиками. "Необходимы абсолютные цифры по количеству точек, поскольку с учетом проекта устранения цифрового неравенства "Ростелеком" является лидером по количеству точек Wi-Fi", - подчеркнул сотрудник компании. По плану-графику проекта устранения цифрового неравенства на 31 декабря 2017 г. точки Wi-Fi должны быть построены в 5535 малых сельских населенных пунктах. То есть в 2017 г. прирост может составить 1626 точек (или +42% за год).

"Ростелекому" больше всего доходов на операторском рынке Wi-Fi приносят B2B-клиенты. "Хотя за счет масштаба и госпрограмм объем выручки в В2G-сегменте может существенно вырасти, что позволит компании занять лидирующие позиции на этом рынке", - отметил представитель оператора.

В 2017 г. "Ростелеком" реализовал функционал, который позволит оператору зарабатывать при помощи рекламной модели при оказании услуг связи через Wi-Fi. "В ближайшее время мы планируем расширение возможностей рекламного сервиса", - говорит сотрудник компании.

Пресс-служба МТС вчера не предоставила комментариев.