© ComNews
25.10.2017

ФГУП "Почта России" заявило о том, что направленное генеральному директору Telegram Messenger LLP заказное письмо, в котором содержался запрос ФСБ о раскрытии переписки пользователей, было доставлено в срок. На несоответствие сроков запроса ФСБ и доставки письма указал руководитель международной правозащитной организации "Агора" Павел Чиков, представляющий интересы Telegram в судебном разбирательстве против ФСБ. Напомним, что на прошлой неделе Мещанский районный суд Москвы признал Telegram виновным в административном правонарушении и оштрафовал на 800 тыс. руб. за отказ предоставить ФСБ информацию о декодировании сообщений некоторых пользователей.

Павел Чиков разместил вчера на своем канале в Telegram фото документа, в котором содержится ответ "Почты России" на запрос ФСБ о неполучении уведомления о вручении заказного письма. В письме ФСБ к Telegram содержалось требование о раскрытии переписки пользователей.

В документе, опубликованном Павлом Чиковым, сказано о том, что 14 июля текущего года письмо от ФСБ приняли от получателя в московском отделении почтовой связи, а 21 июля вручили адресату в Великобритании. В пресс-службе "Почты России" подтвердили корреспонденту ComNews подлинность документа.

Как пояснили в пресс-службе "Почты России" письмо дошло в минимальные сроки - за семь дней. Почтовый оператор уточнил, что для заказного письма рекомендованные сроки доставки по направлению Москва - Великобритания составляют от 7 до 11 дней.

Павел Чиков также поделился в социальной сети информацией о том, что ФСБ 12 июля попросила прислать Telegram переписку пользователей до 19 июля, при этом "Почта России" доставила получателю письмо от ФСБ только 21 июля.

Что касается содержащихся в документе извинений "Почты России" "за не надлежащее исполнение предоставленной услуги", то речь идет не о том, что письмо ведомства в адрес Telegram было доставлено якобы не вовремя. Как уточнили в пресс-службе "Почты России" корреспонденту ComNews, компания принесла извинения за то, что нет возможности уточнить, на каком этапе сейчас находится уведомление о доставке этого заказного письма.

В пресс-службе почтового оператора объяснили, что после доставки заказного письма отправитель должен был получить уведомление о вручении послания. Поскольку уведомление отправляется обычным письмом, понять, на каком оно этапе на пути в ФСБ, невозможно. В пресс-службе "Почты России" добавили, что сотрудник ФГУП извинился перед ФСБ именно за этот факт.

"Сам по себе факт получения запроса от ФСБ позже срока, который давался на его исполнение, вне всяких сомнений не послужит основанием для отмены решения суда первой инстанции. Хотя бы потому, что запрос в любом случае не был исполнен", - объясняет управляющий партнер юридической фирмы Axis Pravo Алексей Сулин. По его словам, пропуск срока по каким бы то ни было причинам не снимает с Telegram обязанность, предусмотренную законом.

Алексей Сулин обратил внимание на процессуальные моменты, которые необходимо учитывать. Речь идет о доводе Telegram о несвоевременном получении запроса, который был выдвинут уже после принятия решения судом первой инстанции. Он предположил, что только новые представители обратили внимание на это обстоятельство. "Раньше этот вопрос не только не поднимался, но и конверт со штампами, датами, возможно, суду не предъявлялся. А это может стать проблемой", - отметил юрист.

Алексей Сулин говорит, что суд апелляционной инстанции принимает новые доказательства только при условии, если ответчик был объективно лишен возможности предоставить их в суд первой инстанции. По словам юриста, в случае с конвертом, равно как и с другими возможными доказательствами вручения, такая возможность у ответчика была.

Независимый эксперт, юрист Александр Титов полагает, что важно вручение требования, факт которого подтверждает "Почта России". Он добавил, что это видно и по треку, который суды принимают в качестве доказательства вручения корреспонденции. Александр Титов подчеркнул, что штраф был наложен за непредоставление сведений. Нарушение в момент составления протокола, по словам юриста, имело место. Он считает, что именно по этой причине компанию привлекли к ответственности. Александр Титов сомневается в том, что обстоятельства, связанные с вручением требования ФСБ, в данной ситуации будут иметь значение при рассмотрении жалобы в районном суде.

Основатель, владелец и управляющий партнер юридической компании "Катков и партнеры" Алексей Катков отметил важность уведомления. По его словам, суд примет во внимание, было ли лицо, привлеченное к административной ответственности, извещено своевременно и надлежащим образом.

"Это может повлиять на штраф, однако даже если порядок уведомления не был соблюден, это не отменяет самого факта нарушения закона, только если Telegram не докажет в суде обратного", - пояснил Алексей Катков.

Юрист отметил, что суть требования ФСБ России - в предоставлении информации. Ответственность Telegram предусмотрена за "Неисполнение организатором распространения информации в сети "Интернет" обязанности предоставлять в федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности информацию, необходимую для декодирования принимаемых, передаваемых, доставляемых и (или) обрабатываемых электронных сообщений" (ч.2.1 ст.13.31 КоАП РФ).

Как резюмировал Алексей Катков, суд примет во внимание как возможную некорректность уведомления, так и, с другой стороны, продолжающееся неисполнение интернет-компанией требований регулятора, которое может быть признано судом длящимся нарушением, ведь о требованиях регулятора компании Telegram известно.

Вчерашнее событие является продолжением разбирательств между Telegram и ФСБ. Напомним, что на прошлой неделе Мещанский районный суд Москвы признал Telegram виновным в административном правонарушении и оштрафовал на 800 тыс. руб. за отказ предоставить ФСБ информацию о декодировании сообщений некоторых пользователей (см. новость ComNews от 17 октября 2017 г.).