Megogo взялся за приставки
Онлайн-кинотеатр Megogo приступил к освоению новых сегментов рынка. В частности, Megogo объявил о начале продаж брендированных приставок, получивших название Megogo Box. В OTT-сервисе пояснили, что выпуск брендированной Set Top Box (STB) является способом дотянуться до аудитории. Кроме того, Megogo занялся производством контента: компания анонсировала запуск реалити-шоу. Партнерами проекта выступили компания Amedia TV и ее онлайн-сервис "Амедиатека".
Первая партия брендированных приставок поступит в продажу в начале следующего года. Стоимость "коробки" не превысит 5 тыс. руб., при этом оплату доставки в любую точку страны видеосервис берет на себя. Вместе с приставкой клиенты получат год доступа к подписке на сервис Megogo, куда уже входят и фильмы, и телеканалы. Приставка будет работать на платформе Android.
По оценкам генерального директора Megogo в России Виктора Чеканова, в стране несколько десятков миллионов телевизоров, которые не имеют функционала для подключения к Интернету, но у них есть возможность подключить приставки. Именно до этих пользователей стремится дотянуться Megogo.
Как сообщил корреспонденту ComNews генеральный директор Megogo в России, поставщик приставок выбирался по закрытому тендеру. В итоге в качестве производителя и поставщика приставок Megogo выбрали компанию Oasis Media Systems LLC, предложение и гарантии которой соответствовали всем требованиям и технологическим запросам сервиса.
Основными каналами сбыта будут онлайн-ретейл и собственный сервис. Продвигать новый продукт будут через онлайн- и офлайн-каналы, радио и др. "При продаже приставок мы будем использовать собственное рекламное плечо", - сообщил Виктор Чеканов в беседе с корреспондентом ComNews. Он объяснил, что первая модель монетизации сервиса, с которой сталкивается пользователь, когда впервые контактирует с сервисом Megogo, - это рекламная модель. По замыслу создателей, зайдя с веб-площадки, пользователь может обратить внимание на приставку и купить ее. "Платные модели - это то, к чему эволюционируют сервисы", - добавил Виктор Чеканов.
По его словам, рекламная модель монетизации по-прежнему растет, но уже не такими темпами, как несколько лет назад. Виктор Чеканов признал, что бесспорно прибыльнее работать с пользователями, которые купили подписку. По его словам, платные сервисы обеспечили Megogo 20,2% выручки (145,2 млн руб.) в прошлом году. В 2015 г. на их долю приходилось 11%.
Кроме того, в области реализации приставок компания ведет переговоры с ретейлерами первого и второго эшелонов, регионалами, а также сотрудничает с телеком-операторами. Виктор Чеканов поделился информацией о том, что предзаказ порядка 2000 приставок уже есть. По его словам, история с В2В-продажей не менее интересна, чем прямая продажа покупателю.
Рассуждая о перспективах, Виктор Чеканов рассматривает два варианта развития событий - реальный и оптимистичный. По его словам, продать 10 тыс. приставок за первое полугодие 2018 г. было бы серьезным результатом. Согласно оптимистичному прогнозу, на продажу 100 тыс. приставок уйдет весь следующий год.
У одного из российских лидеров среди онлайн-кинотеатров - ivi - тоже есть опыт выпуска и дистрибуции брендированных приставок. Директор по развитию бизнеса и платных сервисов ivi Ирина Грандель сообщила, что компания выпускала приставки совместно с Dune и Tivion. Однако, добавила она, бизнес прямой дистрибуции приставок не имеет того масштаба, который был бы компании интересен. Представитель ivi считает, что привлечь аудиторию может тандем продукта и контента. "Прямая дистрибуция пользовательских устройств не сможет увеличить размеры аудитории, тому есть множество примеров на рынке и последний из них - сервис MoyoTV, закрывшийся в прошлом году", - отмечает Ирина Грандель.
Другой игрок рынка - компания Okko на данный момент не планирует развивать направление STB, поскольку платформы, на которых они работают, кажутся компании более перспективными. Об этом сообщил генеральный директор онлайн-кинотеатра Okko Иван Гродецкий. "Удобство сервиса, юзабилити и большой каталог постоянно обновляемого контента - это то, что сегодня привлекает пользователя. Именно в этом направлении Okko и будет дальше развиваться - приносить новые технологии в дом, делать домашний просмотр еще ближе к кинотеатральному", - добавил он.
Генеральный директор ассоциации "Интернет-видео" Алексей Бырдин считает, что пользователей, с которыми Megogo контактирует, достаточно много. Поэтому, по мнению эксперта, собственная аудитория онлайн-кинотеатра поможет продать эти приставки. Алексей Бырдин считает, что 10 тыс. приставок - небольшая цифра для аудитории Megogo. Согласно данным Megogo, ежемесячная аудитория сервиса - 55 млн уникальных пользователей, 30 млн из которых приходится на Россию.
По мнению Алексея Бырдина, основная цель - это провести эксперимент, комфортно ли пользователям будет применять приставки и способно ли новшество стать успешным на рынке онлайн-кинотеатров. Он добавил, что это любопытный маркетинговый ход и диверсификация рисков. Он отметил, что наличие собственной приставки и отсутствие какого-либо посредника избавляет от комиссии.
Как прогнозирует эксперт, успех проекта будет зависеть от того, насколько хорошо компания "промаркетирует эту историю". Алексей Бырдин подчеркнул, что приставка отдается практически бесплатно, если учесть, что базовая подписка Megogo стоит порядка 400 руб. в месяц. Пользователям достаточно понять, что они покупают не просто устройство, а годовую подписку на контент. "Убедить 100 тыс. пользователей из 30 млн купить такую приставку, которая идет практически бесплатно по цене годовой подписки, тоже вполне реалистичная задача", - считает Алексей Бырдин.
Кроме продаж Megogo Boxes, компания через три недели запустит производство первого российского реалити-шоу о мире кино, которое делает легальный онлайн-сервис. Шоу будет доступно по рекламной модели. Всего у проекта запланировано 30 серий. Точная стоимость производства этого контента не разглашается, но известно, что компания потратит несколько миллионов рублей. Формат позаимствован у шоу "За стеклом". Призами для победителей станут съемки в сериале.
Партнером Megogo по запуску реалити-шоу стала компания Amedia TV и ее онлайн-сервис "Амедиатека". Виктор Чеканов уточнил, что Megogo в проекте отвечает за договоренности с партнерами, за производство и показ. "Амедиатека" - за съемки в сериале и частично за наставников.
Конкурент Megogo - онлайн-кинотеатр ivi также развивает направление производства собственного контента. Директор по контенту онлайн-кинотеатра ivi Софья Квашилава сообщила, что в 2017 г. компания стала одним из продюсеров российского хоррор-фильма "Невеста", а также съемок детского мультсериала "10 друзей кролика". "Собственное производство дает возможность предлагать нашим зрителям уникальный контент. Кроме того, создание фильмов и сериалов наделяет наш сервис большей свободой, так как в случае подобных проектов мы сами решаем - что и когда показывать пользователям", - добавила она.
Что касается производства собственного контента, то, как отмечает Иван Гродецкий из Okko, это отличная стратегия развития, которая успешно реализуется такими мировыми гигантами VоD-рынка, как Netflix и Hulu. "Однако на российском рынке мы, к сожалению, не видим пока успешных примеров в этой области", - уточнил он.
По словам старшего аналитика ИК "Фридом Финанс" Богдана Зварича, проблема российских онлайн-кинотеатров - не в "железе", а в контенте. "Отсутствие своего качественного контента и доступность пиратского контента снижают возможности компаний на этом рынке по расширению клиентской базы и отыгрышу части рынка у конкурентов", - считает он.
Алексей Бырдин из ассоциации "Интернет-видео" полагает, что Megogo сконцентрировалось на незатратном с точки зрения продакшена контенте, то есть не на фильмах и сериалах, а на live-событиях и реалити-шоу. По его словам, это может быть инструментом привлечения новой аудитории. "Любой новый контент всегда является магнитом для зрителя", - считает эксперт.
По мнению Богдана Зварича из "Фридом Финанса", собственной продукцией компании Megogo будет сложно отвоевать часть рынка. По его мнению, это связано с тем, что большую часть кино- и телепродукции для онлайн-кинотеатров в России составляют западные фильмы и сериалы, которые вызывают интерес разнообразием и качеством.
"Главная задача онлайн-кинотеатров сегодня - отстроиться от конкурентов. Собственное производство, подписка на ТВ, трансляции, подборки контента, UGC, приставки и т.д. Все это работает для решения одной задачи - дать пользователю что-то уникальное, что будет отличать один сервис от других", - считает директор департамента ТВ и контента J`son & Partners Consulting Дмитрий Колесов.
Помимо заявленных инициатив, Megogo провело ребрендинг и презентовало свою новую айдентику, которая, по словам авторов, отвечает принципам пользователей - универсальность и удобство. В компании пояснили, что бренд разрабатывали почти два года вместе с агентством, название которого не раскрывается.
Как сообщил Виктор Чеканов, компания позиционирует себя как крупнейшее русскоязычное интерактивное телевидение нового поколения, поскольку в рамки определения "онлайн-кинотеатр" она уже не вмещается.
Контент Megogo - это каталог кинофильмов, более 200 телеканалов, отдельный детский раздел, live, лекции, мастер-классы, шоу, travel, кулинария, автомобили и реалити-шоу. По словам Виктора Чеканова, live компания делает как самостоятельно, так и с партнерами "Наше ТВ" и "Яндекс.Музыка".
По данным Дмитрия Колесова из J`son & Partners Consulting, за 2016 г. выручка сегмента онлайн-кинотеатров составила 7,8 млрд руб. без НДС. Лидерами рынка в РФ в 2016 г. являлись ivi, YouТube, Okko, Megogo, Rutube. Однако аналитик предрек возможное изменение позиций в этому году.