Мария Андреева
корреспондент ComNews.ru
© ComNews
02.10.2017

Игроки интернет-отрасли предложили создать платформу, которая позволит каждому пользователю стать полноценным участником рыночных отношений в области персональных данных (ПД). Такой подход даст пользователям возможность, например, продавать свою персональную информацию бизнесу. Пользователь в данном случае сможет монетизировать свои ПД, а бизнес будет получать легальные данные. Однако, скорее всего, эта инициатива не станет эффективным решением по использованию персональных данных. Несмотря на заявления бизнеса о том, что рынок использования ПД нуждается в "выходе из серой зоны", в реальности отсутствие субъекта персональных данных в цепочке распределения прибыли от транзакций с ними устраивает всех, кто эту прибыль получает.

Каждый пользователь всемирной Сети оставляет в Интернете "цифровой след". Данные эти (например, информация о предпочтениях в еде, одежде, интересах, о покупках и географии перемещений) вкупе с личными данными пользователя являются весьма ценным ресурсом для бизнеса, который хочет таргетированно предлагать товары и услуги целевой аудитории. Рынок персональных данных эксперты называют перспективным, и на нем постоянно появляются новые игроки.

При этом участники интернет-отрасли подчеркивают, что федеральный закон №152 "О персональных данных" оставляет мало возможностей для легального обмена персональными данными на рынке. К тому же этот закон не включает понятия "цифровой суверенитет личности". А легальная работа с данными, полученными в результате цифровой идентификации, которая производится в том числе за счет оставленных цифровых следов, - это и есть цифровой суверенитет личности.

В связи с этим игроки интернет-отрасли предложили создать экосистему персональных данных - платформу, которая позволит субъекту ПД стать полноценным участником транзакций с ними. Такой подход даст возможность пользователям, например, продавать свою персональную информацию бизнесу. Пользователь в данном случае сможет монетизировать свои ПД, а бизнес будет получать эти данные легально. 

Инициаторы этой идеи считают, что государство, бизнес и пользователи испытывают ряд трудностей в отношении того, как правильно использовать ПД, и ни у кого нет нужного инструмента для управления ПД. Новая платформа призвана стать таким инструментом. И в первую очередь он должен быть нацелен на пользователя (субъекта ПД), который пока остается в стороне от рыночных транзакций с такого вида данными. 

Подробности того, что будет представлять собой такая платформа, пока неизвестны, но мы попробовали предположить, как она может быть реализована и на кого нацелена. Например, это может быть онлайн-сервис (мобильное приложение или десктоп-площадка), в котором будут зарегистрированы как субъекты персональных данных, так и те, кто хочет эту информацию приобрести. Логичным видится такая схема взаимодействия, при которой пользователь, желая получить прибыль от своей персональной информации, сам будет предлагать ПД той или иной компании, причем на четко оговоренных условиях. 

Такая модель сотрудничества явно была бы интересна малому и среднему бизнесу, поскольку большинство крупных компаний, заинтересованных в ПД, включая банки, игроков ретейл-рынка и т.д., уже давно владеют нашими персональными данными. Небольшим компаниям, имеющим скромный бюджет, трудно тратить значительные суммы на масштабные рекламные кампании, да и необходимости такой у них нет. Максимальная таргетированность на конкретную аудиторию (по таким критериям, как пол, возраст, географическое местоположение, круг интересов, структура затрат и др.) - вот то, что может дать им максимальный эффект. В этом случае мобильное приложение, в котором за небольшие деньги можно будет купить данные пользователя (конечно, по согласию сторон), станет неплохим каналом распространения информации именно на ту аудиторию, в которой заинтересован тот или иной бизнес категории SMB. 

Еще один возможный вариант того, как субъект персональных данных мог бы получать доход за использование своей персональной информации - если субъект ПД, заходя на сайт какой-либо компании, добровольно оставлял бы информацию о себе за небольшую плату. Возможно, и вовсе стоит скорректировать ФЗ "О персональных данных". "Пользователь должен получать доход за использование своих персональных данных" - звучит многообещающе. Но какая бы платформа ни появилась, как бы закон ни был подкорректирован, сразу возникнет множество вопросов: о стандартах, об обеспечении безопасности данных и многие другие.

Станет ли инициатива по созданию экосистемы ПД, которая позволит пользователю стать полноценным участником рыночных отношений в области персональных данных, эффективным решением? Рискнем предположить, что нет, или, по крайней мере, реализация этой инициативы будет долгим и непростым процессом. Несмотря на заявления бизнеса о том, что рынок использования ПД нуждается в "выходе из серой зоны", в реальности отсутствие субъекта персональных данных в цепочке распределения прибыли от ПД, судя по всему, устраивает всех тех, кто эту прибыль получает.

Еще совсем недавно многим не приходило в голову, что данные, которые мы оставляем в Интернете или при взаимоотношениях с различными компаниями и государственными органами, имеют ценность. Объем этих данных растет по экспоненте, а их ценность возрастает в еще большей мере. Игроки интернет-отрасли сравнивают персональные данные с природным газом. Газ является национальным достоянием россиян (как и газовая монополия, которая любит это подчеркивать в рекламе), однако использование этого достояния контролирует государство и конкретная компания, а доход от продажи газа получают вполне конкретные и, к сожалению, единичные россияне. Если мы не хотим, чтобы персональные данные всех и каждого превратились в "национальное достояние", пользу из которого извлекает лишь группа приближенных лиц и бизнесов, нужно переосмыслить и зафиксировать полномочия государства, бизнеса и граждан в части любых действий с персональными данными.