МТС взялась за искусственный интеллект
ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) создало новое направление, которое будет отвечать за развитие продуктов на базе искусственного интеллекта (AI) и интеграцию технологий AI в существующие и разрабатываемые продукты компании. В МТС уточнили, что на первом этапе продукты с AI будут использоваться для внутренних нужд, а затем могут быть предложены рынку как комплексный внешний продукт. Эксперты займутся разработкой платформ для создания человеко-машинных интерфейсов на естественном языке (чат-ботов), виртуальных ассистентов и развитием сервисов телемедицины с применением AI.
Направление, которое будет отвечать за развитие продуктов на базе искусственного интеллекта, возглавил Аркадий Сандлер. В пресс-службе оператора сообщили, что до перехода в МТС он руководил компанией "Лаборатория Наносемантика" - российским разработчиком чат-ботов.
В пресс-службе оператора уточнили, что в команде будет работать порядка 80 человек. В данный момент МТС ищет системных архитекторов, разработчиков и других специалистов. Источник, знакомый с планами компании, сообщил, что в это направление МТС планирует инвестировать несколько сотен миллионов рублей ежегодно.
Выход МТС на рынок разработок программных продуктов на основе искусственного интеллекта означает, что сотовый оператор стремится диверсифицировать бизнес, чтобы его расширить и выйти за границы классических услуг голосовой связи и передачи данных, уверен руководитель направления решений для операторов связи компании "Крок" (АО "КРОК Инкорпорейтед") Василий Горшенин.
Напомним, что МТС в последнее время выводит на рынок решения и услуги из области ИТ для корпоративных клиентов. С начала 2017 г. компания сфокусировалась на оказании облачных услуг по всей стране. В текущем месяце оператор объявил о начале предоставления услуг по облачной обработке больших массивов данных (Big-Data-as-a-Service, BDaaS) на базе собственных ЦОДов для среднего и малого бизнеса. В марте этого года, как сообщал ComNews, МТС вышла на рынок облачных услуг для крупного бизнеса, оказывая услуги IaaS (аренда вычислительных мощностей; см. новость ComNews от 19 сентября 2017 г.).
У конкурента МТС - ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн") существует блок по развитию цифрового и новых видов бизнеса, который, в частности, занимается вопросами искусственного интеллекта. В пресс-службе "ВымпелКома" напомнили, что компания в апреле текущего года запустила чат-бот, который предназначен для автоматизированного обслуживания клиентов. Благодаря технологии искусственного интеллекта и понимания естественной речи (NLP - Natural Language Processing), виртуальный помощник определяет причину обращения и предоставляет необходимую информацию клиентам о тарифах и услугах. Как сообщал ComNews ранее, решение компании о создании чат-бота объяснялось тем, что общение в мессенджерах стало гораздо популярнее звонков (см. новость ComNews от 11 апреля 2017 г.).
Оператор Tele2 (ООО "Т2 Мобайл") заявил о готовности внедрить чат-бота в работу. В пресс-службе отметили, что компания также планирует развивать бизнес с применением систем искусственного интеллекта.
В пресс-службе ПАО "Ростелеком" отметили, что предоставление государственных услуг в цифровом формате, в том числе в сфере здравоохранения и образования, является одной из стратегических задач компании. При этом "Ростелеком" использует элементы AI в решениях для крупного бизнеса и госзаказчиков.
В компании "Крок", комментируя инициативу МТС, не сомневаются в том, что операторы сотовой связи заинтересованы в системах с использованием искусственного интеллекта, потому что это позволит им повысить собственную эффективность.
Василий Горшенин отметил, что тема искусственного интеллекта - одна из самых обсуждаемых и перспективных трендов как мирового, так и отечественного ИТ-рынка. Он пояснил, что технологии искусственного интеллекта помогают бизнесу автоматизировать любой процесс. По словам Василия Горшенина, "зачатки" AI уже активно применяются в России для помощи пользователям на сайте, используя, например, чат-боты и виртуальные клиенты. "Там, где есть большое количество запросов, более или менее типовых, такие системы целесообразны", - добавил сотрудник компании "Крок". Василий Горшенин предположил, что решения на основе искусственного интеллекта будут активно внедряться в России и дальше.
Руководитель направления трансформационных технологий BigData, AI, VR, Blockchain компании J’son & Partners Consulting Парвиз Исхаков считает, что телеком-компании пытаются интегрировать новейшие технологии в свой бизнес, чтобы стать так называемой умной трубой. "Однако внедрение этих технологий очень часто натыкается на значительные барьеры, одним из которых является проблема масштабирования решений на глобальном уровне", - добавил он. По его словам, поскольку операторы имеют максимальный региональный охват, им никогда не удастся сыграть существенную роль в плане продвижения технологических трендов. "Вместе с тем новые технологии вполне могут стать драйверами внутренней оптимизации бизнеса операторов и даже новым источником доходов в пределах 3-5%, что в целом неплохо", - добавил Парвиз Исхаков.
Аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын предположил, что глобальный рынок решений в области AI в ближайшей перспективе составит десятки миллиардов, а в дальней - сотни миллиардов долларов и, вполне вероятно, станет основой новой технологической волны. По его словам, на рынке разработок чат-ботов идет жесткая конкуренция среди крупнейших ИТ-компаний мира.
Что касается мобильных операторов, то решения в области искусственного интеллекта, по мнению аналитика, будут внедряться для автоматизации рутинных операций и работы службы поддержки. Он подчеркнул, что разработки будут внедряться внутри компании. "Безусловно, AI мог бы стать новым драйвером роста для операторов, если бы у них были какие-либо конкурентные преимущества в сравнении с разработчиками ИТ-решений", - заявил Леонид Делицын. По мнению аналитика, главным конкурентным преимуществом операторов, в отличие от ИТ-компаний, является доступ к десяткам миллионов абонентов. Отсюда Леонид Делицын сделал вывод, что успех сотовых операторов ждет в первую очередь в оказании услуг абонентам на основе AI, а разработчиками искусственного интеллекта будут выступать сторонние компании.