© ComNews
26.09.2017

Председатель Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин, выступая на расширенном заседании Совета по законодательному обеспечению развития цифровой экономики при председателе Госдумы, заявил, что у России есть уникальная возможность оказаться в авангарде законодательного регулирования в области искусственного интеллекта (ИИ).

Леонид Левин заявил, что у России, как и в борьбе с пиратством, есть уникальная возможность оказаться в авангарде законодательного регулирования и стать примером для других государств. "Стремительное развитие робототехники и систем искусственного интеллекта ставит вопрос об адаптации существующей нормативной базы в соответствии с этими изменениями, а также о внесении изменений в законодательство", - подчеркнул он.

Леонид Левин привел в пример развитие беспилотных автомобилей. По его словам, данный процесс требует не только внесения изменений в ПДД, но и модификации самого понятия "водитель транспортного средства" и его ответственности. "Создание искусственным интеллектом произведений искусства влечет за собой изменение понятий "автор" и "авторские права", - привел он еще один пример.

Леонид Левин отметил необходимость разработки системы взаимодействий между различными видами искусственного интеллекта, а также между роботами и человеком. Он добавил, что с вхождением роботов в повседневную жизнь встанет вопрос о вытеснении живой рабочей силы искусственным интеллектом. Данное обстоятельство не может не повлиять на экономическую жизнь общества. В связи с роботизацией человеческий труд будет исчезать из таких сфер деятельности, как банковская, бухгалтерские и юридические услуги, промышленность, и многих других.

Председатель комитета отметил в качестве еще одной возможной проблемы участие ИИ в противоправных действиях. "Любая технология помимо общественной пользы может приносить и вред: самообучающимся машинам будут под силу казавшиеся ранее непробиваемыми пароли и системы безопасности", - отметил он.

Председатель совета директоров Консорциума 3i Technologies Алексей Любимов не уверен в том, что правовой статус искусственного интеллекта как полноценного участника гражданско-правовых отношений вообще будет зафиксирован. "Ясно одно, что идеология луддитства (протестное движение первой четверти XIX века против внедрения машин в ходе промышленной революции в Англии - Прим. ComNews) в отношении ИИ обречена на провал, остановить развитие компьютерного разума мы уже не в состоянии", - отметил он.

По словам Алексея Любимова, искусственный интеллект необходим в рамках оборонных стратегий, для повышения промышленной производительности и в целях повышения жизненного комфорта. Он отметил, что в данный момент для регулирования искусственного интеллекта важнее было бы сделать более прозрачными изыскания в этой области. "Регулирование искусственного интеллекта не может происходить в рамках одного государства - это глобальная задача и общий вызов для человечества", - подчеркнул Алексей Любимов.

Основатель и руководитель компании Endurance (ООО "Безопасные БиоСистемы") Георгий Фомичев считает, что не стоит в ближайшее время ожидать законопроектов, касающихся искусственного интеллекта, поскольку не определено еще само понятие. По его словам, законодательная проработка необходима, когда уже есть массовые случаи или существуют конкретные проблемы, которые необходимо решать. "На мой взгляд, вся идея регулирования Интернета и высоких технологий - утопична", - добавляет Георгий Фомичев.

А вот вице-президент Cognitive Technologies по корпоративному развитию и инвестициям Роман Тарасов, наоборот, думает, что законодательство в области искусственного интеллекта нужно было разрабатывать еще вчера. По его мнению, нужно оперативно создать каркас для будущих законов. Компания Cognitive Technologies, по словам Романа Тарасова, в данный момент ведет активную работу в области совершенствования законодательства и регламентации движения беспилотных транспортных средств.

"Cognitive Technologies была в числе инициаторов первых слушаний в Госдуме по этой теме в прошлом году", - добавил он. Компания была в составе рабочей группы, предложившей проект закона, разрешающий беспилотным автомобилям выезжать на дороги общего пользования. Кроме того, Cognitive Technologies вошла в международную рабочую группу консорциума OpenPower Foundation по разработке единого стандарта для управления беспилотными автомобилями.

Вице-президент Cognitive Technologies по корпоративному развитию также отметил, что в первую очередь нужно определить само понятие "искусственный интеллект" и прописать его возможности. Кроме того, Роман Тарасов обратил внимание на этический момент. "В настоящее время не ясно, как должен поступать беспилотник в спорных ситуациях, чью жизнь он должен спасать. Этот ключевой момент, безусловно, должен быть зафиксирован в будущих законах", - отметил он.

Учредитель АНО "ПравоРоботов" Никита Куликов отмечает, что учитывая, как и на каком уровне данная тема обсуждалась, можно говорить, что если законопроект еще и не был готов, то в ближайшие пару месяцев он может появиться. "Но из практики могу сказать, что это будет крайне поверхностным документом. Если говорить о качестве такого законопроекта, то сначала было бы логичным принять и утвердить терминологию. А учитывая действующие регламенты, оперативно проработать и принять одновременно обе тематики не получится, и было бы вполне логичным, если бы такой законопроект появился не ранее чем в 2018-2019 гг., после основательного обсуждения и проработки", - высказал мнение Никита Куликов.

По его словам, в настоящий момент АНО "ПравоРоботов" разделила все, в том числе и свои, законодательные инициативы на три уровня - краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективы разработки той или иной технологии.

"В рамках нашей классификации, все вопросы, связанные с ИИ, - это долгосрочная перспектива, как и анонсированный мною некоторое время назад КиберКодекс. Робототехника - это среднесрочная перспектива. А к краткосрочной перспективе мы относим законодательство в сфере беспилотного транспорта и терминологию относительно робототехники. И следуя нашему графику, в ближайшую неделю мы предложим правительству РФ свой вариант регулирования беспилотного транспорта, так как соответствующий законопроект у нас уже готов, и после длительной - почти год - проработки вопроса мы смогли выделить основной фактор, который сейчас мешает принятию законодательства в сфере беспилотного транспорта. Так что беспилотному транспорту в России быть", - делится планами Никита Куликов.

По его словам, ИИ сначала следует изучить и понять, где та грань, когда программа может стать полноценным интеллектом. А это вопрос скорее технический, чем юридический. "К тому же для начала было бы правильно определить, является ли этот процесс интеллектом или следует подобрать какой-то более подходящий синоним. И поэтому мне кажется, что любые законодательные инициативы по регламентации ИИ в ближайшее время, скорее всего, будут неконкретными и размытыми, а без конкретики закон не будет иметь никакого смысла", - добавил Никита Куликов.

Управляющий партнер юридической фирмы Axis Pravo Алексей Сулин напомнил о том, что в начале 2017 г. в Госдуме была создана комиссия по разработке законопроекта о робототехнике. Принятие закона было запланировано на 2022 г. Юрист предположил, что времени может не хватить, учитывая глобальность поставленной задачи. По его словам, не только в России, но и в Европе и США также идет работа по регулированию роботов и искусственного интеллекта, но до настоящего времени не достигнуто единого понимания, в каком направлении двигаться.

Алексей Сулин отметил проблемы, с которыми могут столкнуться законодатели при разработке законопроекта. "Во-первых, нужно определиться с отличительными признаками роботов и искусственного интеллекта", - отметил юрист. Он пояснил, что сейчас законодательству известно понятие "программа для ЭВМ", что по сути является программным обеспечением. Искусственный интеллект подразумевает механизм с программным обеспечением. "Отличие же искусственного интеллекта от обычного программного обеспечения состоит в автономности первого", - объяснил он. Поскольку искусственный интеллект действует независимо от человека, Алексей Сулин задается вопросом о степени этой независимости.

Во-вторых, перед принятием законопроекта стоит ответить на вопрос: в качестве кого роботы будут участвовать в экономических отношениях? Если рассматривать роботов в качестве имущества, сложностей, по словам юриста, возникнуть не должно. Если же наделенные искусственным интеллектом предметы станут активными участниками гражданского оборота, то есть станут автономными, они будут способны действовать независимо от человека, создавая права и обязанности, а также неся ответственность за свои поступки, считает он.

Адвокат Александр Титов полагает, что о нормативном регулировании можно будет говорить не раньше, чем появится сам предмет регулирования. "Законодательство, как правило, только упорядочивает ту фактическую ситуацию, которая существует, в том числе и вследствие технического прогресса", - заключил он.