© ComNews
19.09.2017

ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) начало предоставлять услуги по облачной обработке больших массивов данных (Big-Data-as-a-Service, BDaaS) на базе собственных ЦОД. Пока этот сервис работает только на базе дата-центра МТС в Москве, но оператор планирует расширять географию оказания услуги по мере роста спроса. Интерес к BDaaS уже проявили предприятия сферы финансов, торговли и производства. Другие операторы связи, как и ИТ-компании тоже активно развивают облачные сервисы.

Как рассказал корреспонденту ComNews пресс-секретарь МТС Дмитрий Солодовников, запуск услуги занял около трех месяцев. Пока МТС предоставляет новый сервис на базе ЦОД в Москве. Позже оператор планирует запуск BDaaS на мощностях дата-центра в Петербурге. "Мы будем масштабировать проект на другие ЦОД по мере роста спроса на услуги BDaaS", - уточнил он. Напомним, всего МТС эксплуатирует в России около десятка дата-центров, они находятся в Москве, Петербурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Владивостоке и Краснодаре.

Оператор фиксирует интерес к услугам BDaaS со стороны предприятий сферы финансов, торговли и производства. "Некоторые из них уже являются нашим действующим клиентами, в том числе и по части облачных услуг IaaS", - говорит Дмитрий Солодовников. Государственных заказчиков среди потребителей услуги BDaaS пока нет.

Применение BDaaS позволит клиентам быстро и гибко организовывать обработку и анализ больших массивов данных без создания собственных вычислительных мощностей. Клиенты будут анализировать данные в открытых программных средах Hadoop-as-a-Service и Spark-as-a-Service. Для оказания услуг BDaaS МТС использует, в частности, оборудование VMware, Cisco, Huawei и других вендоров.

BDaaS решает задачи бизнес- и финансовой аналитики, целевого маркетинга, таргетирования рекламы, анализа и персонализации контента, сбора и обработки открытых данных. Например, таксопарк в городе с населением 50-100 тыс. сможет анализировать маршруты, протяженность поездок, расход топлива, время заказов для оптимизации расходов на содержание и обслуживание автомобилей, время подачи автомобилей, оплату труда водителей. Компании сферы ритейла получат возможность анализировать поведение клиентов в зависимости от их возраста, пола, среднего чека, частоты покупок, времени года и праздников. Такое решение частично сэкономит фирме расходы на содержание промоутеров и маркетологов и увеличит количество адресных продаж.

"Сегодня работа с большими данными перестает быть прерогативой ИТ-компаний и крупных корпораций. С появлением на российском ИТ-рынке облачного сервиса МТС обработка Big Data становится доступной малым и средним предприятиям, что повышает конкурентоспособность их бизнеса. Мы предлагаем клиентам защищенную отказоустойчивую среду с большими вычислительными ресурсами и предустановленными инструментами расчета, в которую пользователю остается загрузить информацию по своим шаблонам и алгоритмам и получить результат обработки. Решение легко масштабируется и отвечает самым жестким требованиям информационной безопасности", – заявил директор Центра инноваций МТС Владимир Хренков.

МТС с начала 2017 г. сфокусировалась на оказании облачных услуг по всей стране. Как ранее сообщал ComNews, в марте этого года МТС вышла на рынок облачных услуг для крупного бизнеса. Оператор начал с оказания услуг IaaS и отмечал большой интерес к этому решению со стороны компаний банковского сектора. Для реализации проекта по предоставлению облачных услуг крупному бизнесу оператор создал кросс-функциональную команду на базе Центра инноваций МТС, объединившую сотрудников оператора и системного интегратора "Энвижн Груп". Кроме того, МТС построила коммерческую облачную платформу на базе решения VMWare, а также переоборудовала ЦОДы в Москве, Петербурге и Новосибирске, установив современные системы хранения данных и серверы (см. новость ComNews от 31 марта 2017 г.). Оператор уверен, что направление облачных услуг станет одним из наиболее быстрорастущих сегментов бизнеса МТС в ближайшие годы.

Летом ПАО "МТС-Банк" разместил в облачной платформе МТС ряд критически важных банковских ИТ-систем. Это помогло МТС-Банку ускорить внедрение новых продуктов и услуг, а также сократить затраты на вычислительные ресурсы (см. новость ComNews от 6 июля 2017 г.).

Как говорит пресс-секретарь ПАО "ВымпелКом" Анна Айбашева, более половины клиентов компании активно используют облачные сервисы. "Это для нас один из главных фокусов развития на этот год и дальше, - подчеркнула она. - Сейчас уже началась трансформация операторов связи в технологические компании, и мы стараемся быть на шаг впереди. Поэтому мы активно развиваем направление виртуальных вычислительных мощностей, на которых можно развернуть различные программные решения".

ПАО "Ростелеком" уже несколько лет лет предоставляет клиентам доступ к линейке облачных сервисов IaaS, PaaS и SaaS, реализованных на базе Национальной облачной платформы. Цель компании - стать крупнейшим провайдером цифровых сервисов в России для компенсации насыщения в традиционных сегментах. Развитие облачных услуг - одно из приоритетных направлений "Ростелекома".  Кроме того, в компании есть центр компетенций по машинному интеллекту, он создан на базе "дочки" оператора - "Айкумен ИБС". Компания активно развивает технологии машинно-обучаемого интеллекта и готова предлагать или адаптировать для внешних клиентов специализированные решения по анализу больших массивов данных, отметил представитель "Ростелекома".

ПАО "МегаФон" в мае этого года запустило услугу "Виртуальный ЦОД". Она позволяет крупным компаниям арендовать виртуальные экосистемы и хранилища данных. Интерес к услуге оператор наблюдает у компаний из сегментов ретейла, страхования, добывающей и производственной промышленности и онлайн-продаж (см. новость ComNews от 29 мая 2017 г.). Представитель оператора говорит, что компания обладает широкой экспертизой по работе с большими массивами данных. Для тех корпоративных клиентов, которые планируют опираться на большие данные операторов, компания предлагает решения для развития бизнеса, например, услугу "МегаФон. Таргет". Это интерфейс, с помощью которого можно отправлять рекламные SMS с использованием настроек-фильтров (пол, возраст, интересы и др.). 

Недавно ИТ-компания "Крок" запустила сервис по облачной обработке больших массивов данных и уже подписала первый контракт. Как рассказал корреспонденту ComNews заместитель директора департамента информационных технологий, директор по бизнес-приложениям "Крок" Максим Андреев, компания остановилась на решении Informatica Big Data Management. По его оценкам, рынку скорее требуется построение "индивидуального" аналитического хранилища в соответствии с концепцией Data Lake и его предоставление по модели "Управляемый сервис", нежели Big-Data-as-a-Service.

Максим Андреев отметил, что сервис по облачной обработке больших массивов данных - новый для рынка. "Если изначально интерес к проектам по Big Data проявляли крупные финансовые и телеком- компании, то теперь мы ожидаем спрос и от менее крупных организаций из этих же секторов, и от компаний из других сфер - розницы, производителей товаров народного потребления, сферы услуг, - пояснил он. - Хотя объемы рынка невелики, уже сейчас предложение превышает спрос.  Это та самая ситуация, когда не запросы бизнеса определяют развитие IT-предложений, а наоборот: возможности IT-решений формируют новые потребности".