Мария Андреева
© ComNews
12.09.2017

Сбербанк начал использовать биометрические технологии для маркетингового проекта в бонусной программе "Спасибо". В банке заявили, что такой проект реализуется в России впервые. Представители Сбербанка отметили, что банк хочет конкурировать не только на рынке цены, но и на рынке ценности для клиентов. Эксперты считают, что данный кейс Сбербанка можно рассматривать не как традиционный инструмент аутентификации, а как способ повышения лояльности.

О том, что Сбербанк интегрировал биометрическую технологию в бонусную программу "Спасибо", рассказал представитель банка.

В пресс-службе банка уточнили, что смысл проекта заключается в том, что клиенты загружают на сайт акции видеорассказ своего ребенка о том, как он провел лето. "Далее биометрический алгоритм анализирует эмоции ребенка, оценивая комплекс мимических точек на лице, которые свидетельствуют о радости. В результате оценки система определяет коэффициент, который условно назван "уровнем счастья". В зависимости от его значения, Сбербанк дарит от 200 до 700 бонусов "Спасибо", - добавили в пресс-службе банка.

За первую неделю проекта Сбербанк получил более одной тысячи роликов, включавших свыше 270 тыс. радостных эмоций – бонусов. Проект завершится 17 сентября, полученные бонусы "Спасибо" будут начислены до конца месяца.

"Сбербанк использует технологии face recognition от компании Kairos. Биометрическая технология, способна считывать на лице шесть эмоций: радость (счастье), удивление, страх, грусть, злость, спокойствие. Кроме того, технология может оценивать яркость и степень эмоции", - пояснил представитель Сбербанка.

В пресс-службе "Почта Банка" вчера напомнили, что в настоящее время банк применяет биометрические технологии в процессе обслуживания клиентов, а также при заведении заявок на кредитные и некредитные продукты. "В маркетинговых кампаниях такие технологии в настоящий момент не используются", - добавил представитель банка.

Опрошенные корреспондентом ComNews представители ВТБ, Альфа-Банка не рассказали вчера о существовании в банках аналогичных маркетинговых проектов.

Финансовый аналитик группы компаний "Финам" Леонид Делицын заметил, что будущее биометрических технологий обычно связывают с интернетом вещей (IoT). "Потребители могут добровольно обвешаться недорогими детекторами лжи, если им нечего скрывать – безусловно, это позволит улучшить процедуры скоринга", - отметил аналитик.

По словам менеджера по развитию кибербезопасности финансовых и торговых организациях департамента информационной безопасности группы компаний Softline Дмитрия Тирского, основное требование, которое сегодня предъявляется к банковскому обслуживанию, – это персонализация услуг для клиента. С этим связано как развитие мобильного телебанкинга, так и желание получать персонифицированные предложения по продуктам банков, учитывающие текущие и реальные потребности заказчика. То есть, как сам банк идет навстречу своему клиенту, так и клиент уже более лоялен и заинтересован в банке, который помогает решать именно его проблемы.

"В данном кейсе Сбербанка биометрию можно рассматривать не как традиционный инструмент аутентификации, а как способ повышения лояльности. Полагаю, в будущем подобных ходов от банков и компаний, ориентированных на своего клиента, станет больше", - считает Дмитрий Тирский.

Он добавил, что самое перспективное направление – это аутентификация клиента при использовании мобильного банкинга, поскольку это очевидный тренд развития банковских услуг для физических лиц. "Причем для данного способа аутентификации вполне возможно и целесообразно использование различных биометрических атрибутов – сканирование отпечатков пальца (если мобильное устройство предоставляет такую возможность), распознавание по голосу, распознавание почерка (например, подпись)", - заметил эксперт Softline.

На взгляд Дмитрия Тирского, в ближайшее время не будет значимого роста применения технологий использования биометрии в прикладных системах. Он уточнил, что ряд сложностей определяется существующей нормативной базой обработки и защиты персональных данных в России, к которым относятся в том числе биометрические атрибуты, индивидуальные для каждого человека. Второе: для повсеместного внедрения биометрических технологий должно быть произведено техническое оснащение необходимыми устройствами для снятия биометрических данных, должна повысится точность и качество работы этих устройств (например, качество распознавания голоса будет сильно зависеть от качества как самого тракта преобразования голоса в смартфоне, так и от качества сети передачи данных, и так далее), а это процесс небыстрый.

"Иными словами, пока вероятность надежного и качественного распознавания биометрических данных будет ниже условных 99%, массового применения биометрических технологий (тем более в ответственных приложениях) не случится", - резюмировал Дмитрий Тирский.

Отметим, что не для маркетинговых целей биометрические технологии активно используют и другие российские банки.

Напомним, что в мае текущего года банк ВТБ24 завершил пилотный проект по тестированию системы голосовой идентификации клиентов в контакт-центре. В банке уверены, что использование голосовой биометрии позволит сократить количество мошеннических операций. В Сбербанке собираются внедрить подобное решение в конце 2017 г. (см. новость ComNews от 4 мая 2017 г.).

А в "Почта Банке" система биометрического распознавания лиц позволила в прошлом году предотвратить совершение потенциально мошеннических сделок на сумму около 1,5 млрд руб. Благодаря этой системе банк также предотвратил 4,5 тыс. нарушений, связанных с некорректным использованием фотографии клиента и распознал более 9 тыс. мошеннических кредитных заявок (см. новость ComNews от 31 августа 2017 г.).