Мария Андреева
корреспондент ComNews.ru
© ComNews
11.09.2017

Масштабные сбои на сетях операторов мобильной связи стали происходить с пугающей регулярностью. После сбоев весной и летом 2017 г. на сети ПАО "МегаФон" на прошлой неделе последовала авария на сети Tele2 (ООО "Т2 Мобайл"). Возникает закономерный вопрос о том, почему эти сбои происходят и необходимо ли усиливать меры ответственности операторов за подобные происшествия. Очевидно, что мобильная связь и мобильный Интернет – это уже не привилегированная услуга для ограниченного количества пользователей, а повседневно используемый сервис, который задействован в очень многих сферах жизни. Поэтому сбои на сети могут приводить к гораздо более серьезным последствиям, нежели недовольство абонентов. Надзорные органы ведут мониторинг качества услуг операторов сотовой связи, но, возможно, пора переходить от мониторинга к контролю.

Вопрос контроля качества оказания услуг связи в РФ обсуждается не первый год. Основные шаги в этом направлении предпринимали Роскомнадзор и Минкомсвязи РФ. При этом, если Роскомнадзор говорил о контроле качества телекоммуникационных услуг, то министерство оперировало термином "управление качеством связи".

В 2014 г. глава Минкомсвязи Николай Никифоров утвердил методику оценки качества услуг подвижной радиотелефонной связи. С того момента Роскомнадзор на постоянной основе занимается мониторингом качества услуг мобильной связи. Однако мониторинг – это результаты измерений, и они зачастую могут порождать больше вопросов, нежели ответов.

Так, на прошлой неделе специалисты Роскомнадзора опубликовали измерения качества услуг в сетях сотовой связи в столице в период с 3 апреля по 21 июля текущего года. Исследование показало, что среди операторов "большой четверки" наиболее качественная голосовая связь в Москве - у Tele2, а наименее качественная - у ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн"). Операторы высказывают недоверие результатам мониторинга, приводят контраргументы, но это – всего лишь различные точки зрения. Никаких "организационных выводов" со стороны регулятора по результатам этих мониторингов не делается.

А тем временем, за полгода в России произошло уже три масштабных сбоя на сетях сотовых операторов, которые затронули абонентов в нескольких регионах. Весной сеть "МегаФона" пережила самый крупный сбой в своей истории. Без связи на несколько часов остались абоненты в Москве и Поволжье. В июне абоненты "МегаФона" в Москве, Нижнем Новгороде и еще ряде городов Поволжья опять на несколько часов лишились возможности говорить по телефону.

На прошлой неделе проблемы на сети Tele2 наблюдались в Нижнем Новгороде, Кемерово, Томске, Ижевске и Сыктывкаре. И "МегаФон", и Tele2 оправдались внедрением нового оборудования, хотя кроме них самих, никто (включая поставщиков) эту информацию не подтвердил. Даже если это правда, очевидно, что в целом объем вложений операторов в модернизацию сети снижается, поскольку на падающем рынке инвестировать в сеть прежними темпами стало трудно. Эксперты телекомуникационной отрасли утверждают, что такие масштабные сбои на сетях сотовых операторов будут происходить и дальше: с частотой не менее одного-двух раз в год у каждого из игроков. Представители "большой четверки" в частных разговорах и сами признают большую вероятность сетевых аварий разного масштаба.

Стоит отметить, что мобильная связь и мобильный Интернет – это уже не привилегированная услуга для ограниченного количества пользователей, а повседневно используемый сервис, который задействован в очень многих сферах жизни, бизнеса и государственного управления. Переоценить значимость мобильной связи, доступной в режиме 24/7, сложно. Сотовая связь – это не только голосовое общение между абонентами, хотя и здесь сбои на сети могут создавать большие риски (например, невозможность вызова экстренных служб). Мобильная связь – это еще и М2М, "транспорт" для банковских операций и, де-факто, для всей цифровой экономики. Если предположить, что при очередном сбое без связи останутся, например, датчики котнтроля параметров на критически важном оборудовании какого-нибудь опасного производства, а там в этот момент произойдет авария, то сбой связи в данном случае по уровню последствий – не то же самое, что раздосадованные абоненты, которые не смогли куда-то дозвониться или выйти в Интернет.   

В связи со всем вышесказанным возникает вопрос: не пора ли позаботиться о том, чтобы надзорные органы контролировали качество предоставления услуг мобильной связи со всеми вытекающими для операторов последствиями в случае несоблюдения эталонного уровня качества или сбоев, а не делали ставку на мониторинг?

С трибуны майской конференции "Telecom QoS Russia 2017 - Качество телекоммуникационных услуг в России" заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере связи, ИТ и массовых коммуникаций Олег Иванов сообщил, что 26 апреля 2017 г. вице-премьер Аркадий Дворкович дал поручение надзорному ведомству в телекоме и Минкомсвязи наделить Роскомнадзор функциями контроля качества услуг связи. Как говорят близкие к Роскомнадзору источники, он уже более двух месяцев назад подготовил проект постановления правительства РФ по этой теме и направил в Минкомсвязи (как орган, имеющий право законодательной инициативы). Однако документ завис в министерстве, и о его дальнейшей судьбе ничего не известно. 

Рейтинги и данные мониторингов хорошо использовать в маркетинговых коммуникациях. Но для того, чтобы качество услуг связи было на должном уровне, а операторы сотовой связи несли полновесную ответственность за сбои на сетях, необходимо применять правовое регулирование. В конце концов, частотный спектр в нашей стране (как и везде в мире) – это ограниченный и дефицитный ресурс, и если оператор получает этот ресурс от государства, то оно имеет право требовать от первых обеспечения показателей качества оказываемых услуг.