Ксения Болецкая
30.08.2017

Выручка "Газпром-медиа" во II квартале этого года составила 19,9 млрд руб., что всего лишь на 0,33% больше, чем за тот же период 2016 г., следует из отчетности Газпромбанка, единственного акционера медиахолдинга.

Доходы холдинга перестали расти именно в последнем квартале - за первые три месяца года они увеличились на 11%.

Почему так случилось, неизвестно. Газпромбанк опубликовал отчетность поздно вечером, и представитель "Газпром-медиа" ночью не ответил на запрос. В своем сообщении холдинг, напротив, подчеркивает, что по итогам всего полугодия его доходы выросли (+5,5%) благодаря увеличению рекламной выручки развлекательных каналов - ТНТ, ТВ-3, "Пятница", ТНТ4 и 2x2, а также спортивного канала "Матч-ТВ".

Именно ТВ-реклама приносит холдингу подавляющую часть доходов. "Газпром-медиа" перестал раскрывать, какую именно часть, в 2015 г. это было более 80%. Помимо перечисленных развлекательных каналов в холдинг входят НТВ и платные спортивные каналы, радиостанции, кинокомпании и печатные СМИ.

Отсутствие роста у "Газпром-медиа" удивительно на фоне рынка ТВ-рекламы в целом. Как недавно сообщила Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР), во II квартале рекламодатели потратили на продвижение в эфире 40,7 млрд руб., что на 15% больше, чем годом ранее. Эксперт АКАР Сергей Веселов даже назвал этот квартал "выдающимся для телевидения": рынок очень давно не увеличивался сразу на 15% именно во II квартале.

При этом в 2014-2016 гг. "Газпром-медиа" стабильно показывал лучшую динамику, чем рынок в целом. Происходило это как раз прежде всего благодаря развлекательным каналам, которые "Газпром-медиа" в конце 2013 г. приобрел вместе с другими активами холдинга "Профмедиа".

Даже когда доходы "Газпром-медиа" снижались (последний раз это произошло во II квартале 2015 г.), падение было заметно меньшим, чем рынок ТВ-рекламы в целом - минус 6% и минус 22% соответственно.

В 2016 г. этот бизнес перестал быть рентабельным - операционный убыток составил почти 8 млрд руб. против 3,5 млрд руб. операционной прибыли в 2015 г. Представитель "Газпром-медиа" объяснял убыток большими расходами на запуск "Матч ТВ" и на перезапуск НТВ.