Елизавета Титаренко
корреспондент ComNews.ru
© ComNews
28.08.2017

В эпоху цифровой экономики компании ставят во главу угла поиск новых идей, инновационных проектов и инструментов для развития бизнеса. Инновационные и перспективные технологии привносят в бизнес скорость, комфорт и эффективность. Все больше компаний прибегают к помощи стартапов. В этом месяце "Мобильные ТелеСистемы" анонсировали поиск стартапов для развития своих ИТ-проектов, "ВымпелКом" стал партнером РВК по отбору проектов среди участников федерального стартап-акселератора. Все чаще к помощи стартапов взывают банки, ретейл и другие отрасли. Однако кто-то из компаний действительно сможет воспользоваться инновационными идеями, а кто-то, возможно, разочаруется.

Раньше отставание в использовании современных технологий было головной болью для компаний. Сегодня многое изменилось: современные технологии теперь применяют многие. Big data, машинное обучение, доставка дронами, Интернет вещей, технологии виртуальной и дополненной реальности (VR/AR) - все это постепенно становится привычным и повседневным. В этом году настал звездный час "Сколково", ФРИИ, РВК и других подобных организаций, потому что для развития бизнеса все больше компаний взывают к помощи стартапов и готовы раскрыть для них свои API.

Например, этим летом сначала МТС анонсировала поиск стартапов для развития своих ИТ-сервисов. Оператор хочет быть не только телеком-трубой, но и ИТ-компанией. Партнером МТС стал фонд "Сколково". Кроме того, МТС ранее начала сотрудничать с ФРИИ, а в дальнейшем планирует взаимодействовать и с другими структурами, которые инвестируют в стартап-проекты на разных стадиях. В августе "Билайн" стал партнером Российской венчурной компании (РВК) по отбору проектов среди участников федерального стартап-акселератора GenerationS. Победитель в этой номинации получит возможность создания вместе с "ВымпелКомом" цифровых продуктов в различных сегментах, включая электронную коммерцию, виртуальную реальность и M2M. Tele2 сотрудничает со "Сколково" еще с лета 2016 года.

Банки также почувствовали потребность в инновациях. Например, Сбербанк и ФРИИ осенью 2016 года запустили совместный акселератор для стартапов в сфере финансовых технологий. Прошлой осенью Райффайзенбанк стал партнером федерального стартап-акселератора GenerationS: банк ведет поиск перспективных проектов с разработками в области финансовых и околофинансовых сервисов, систем управления личными финансами, big data и аналитики, цифровых финансовых советников, сервисов по запросу.

Возьмем еще одну отрасль - нефтегазовую. ПАО "Газпром нефть" весной этого года совместно с ФРИИ запустило программу индустриального партнерства, которая позволит отобрать наиболее успешные стартапы, развивающие VR/AR-технологии, а в дальнейшем интегрировать их продукты в реальные производственные процессы "Газпром нефти".

Ретейлу тоже нужна помощь стартапов. В феврале 2017 года продуктовый ретейлер X5 Retail Group и ФРИИ запустили программу стратегического партнерства. X5 Retail Group будет тестировать проекты из числа поддерживаемых бизнес-акселератором и внедрять лучшие из них в бизнес-практику. Причем это был первый опыт сотрудничества ФРИИ с компанией из сферы ретейла. Летом ГК "Дикси" создала свой акселератор для инвестиций в российские ИТ-стартапы и уже получила 80 заявок от предпринимателей и разработчиков ПО. В этом месяце "Дикси" начала сотрудничать со "Сколково".

Казалось бы, настает звездный час стартап-акселераторов и маленьких инновационных компаний, иными словами - для малого высокотехнологичного бизнеса. Однако если изучить итоги сотрудничества бизнес-гигантов со стартапами, то можно увидеть, что из 1000 стартапов в финал выходят единицы. Крупные компании жалуются на кризис идей у стартапов. Увы, историй о начале сотрудничества со стартапами намного больше, чем историй успеха, которые у всех на устах, которые обсуждают не только в узких кругах, но знают на всем рынке.

Пока сложно понять, оправдает ли себя возросший в последнее время спрос на стартапы со стороны как крупного, так и малого бизнеса либо окажется неудачной попыткой достать жемчужину со дна океана. В то время как на одной чаше весов - серьезные намерения игроков рынка, на другой может оказаться просто дань моде.