Ксения Болецкая
21.08.2017

Крупнейшие российские интернет-сервисы остаются очень популярны на Украине даже после того, как в мае были официально запрещены в этой стране. Так, по статистике "Factrum Group Украина" (на отчеты именно этой компании ссылается национальная Интернет-ассоциация), в июле социальной сетью "В контакте" пользовались хотя бы раз в месяц 35% интернет-пользователей страны, "Яндексом" – 33%, Mail.ru – 30%, "Одноклассниками" – 22%. Всего, по данным компании, на Украине сейчас 21,6 млн активных пользователей интернета (64,8% жителей).

Статистика другой аналитической компании – SimilarWeb также подтверждает, что Украина остается для "Яндекса" и сервисов в составе Mail.ru Group (Mail.ru, "В контакте" и "Одноклассники") вторым по размеру источником трафика после самой России. Более того, поскольку SimilarWeb фиксирует как украинскую аудиторию только заходы на сайт с местных IP-адресов, получается, что все эти пользователи получили доступ к российским интернет-сервисам без использования анонимайзеров и другого специального софта для обхода интернет-блокировок.

Как это возможно? Ведь с 16 мая украинские провайдеры обязаны заблокировать доступ к крупнейшим российским сервисам. В санкционный список включены "Яндекс" и активы Mail.ru Group. Местные провайдеры обязаны заблокировать все их сервисы сроком на три года. Советник главы МВД Украины Зорян Шкиряк тогда расценил блокировку российских сервисов как победу в информационной войне.

Впрочем, как убедился побывавший недавно в Киеве журналист "Ведомостей", жители этого города продолжают свободно пользоваться "Яндекс.Такси", почтой на Mail.ru и прочими сервисами. Например, в сети мобильного оператора "Киевстар" был заблокирован вход на главную страницу Yandex.ru, но доступен прямой вход в местный вариант "Яндекс.Новостей" и "Яндекс.Погоды", в "Яндекс.Почту", можно было без всяких ограничений пользоваться Mail.ru, "В контакте" и "Одноклассниками". Далеко не всегда доступ к этим сервисам был ограничен в публичных WiFi-сетях в ресторанах и кафе Киева.

Блокировки не слишком эффективны, это понимают и сами украинские власти. В недавнем интервью украинскому "Обозревателю" начальник местной киберполиции Сергей Демедюк заявил, что полицейским постоянно поступают жалобы об открытом доступе к запрещенным российским сервисам. По его словам, это российские компании пытаются обходить запреты. Как только об очередной лазейке становится известно, местные "провайдеры закрывают окно", говорил Демедюк. В июне председатель Интернет-ассоциации Украины Александр Федиенко объяснял доступ к "Яндексу" тем, что сервис регулярно меняет IP-адрес. В мае он говорил, что для реальной блокировки российских ресурсов провайдерам потребуется два года и $1 млрд инвестиций. Представители "Киевстара", министерства информационной политики Украины и Интернет-ассоциации не ответили на запросы "Ведомостей".

Если судить по статистике Factrum Group и SimilarWeb, с мая заблокированные российские интернет-сервисы потеряли 50–60% аудитории и теперь это падение практически остановилось. А аудитория украинской версии "Яндекса" (yandex.ua) снова растет: в июле, по данным SimilarWeb, у этого сайта было 128,6 млн посещений – на 3,6% больше, чем в июне.

Неофициально сотрудники российских интернет-компаний признают, что снижение трафика с Украины оказалось гораздо ниже ожидаемого. "Но мы совершенно не хотим привлекать к этому внимание, поскольку в ответ СБУ (Служба безопасности Украины. – "Ведомости") начнет закручивать гайки", – объясняет один из них.

Два технических эксперта, опрошенных "Ведомостями", подтвердили, что украинские провайдеры действительно могут испытывать сложности с блокировкой российских сервисов. Интернет-компании при наличии ресурсов могут регулярно менять IP-адреса, "прятать" адреса своих страниц с помощью специальных сервисов и т. д., объясняет один из них: "Это постоянная игра в кошки-мышки – и очень дорогая для провайдера". Другой собеседник "Ведомостей" указывает, что в отличие от Украины в той же России система блокировки отстраивалась годами и чаще всего провайдеры имели дело с блокировкой отдельных страниц, а не больших сайтов: "И даже это вызывало трудности, необходимость закупки специального оборудования и т. д.".