Киберспорт может стать олимпийским видом спорта
Киберспортивные соревнования могут включить в список Олимпийских игр 2024 г., рассказал член Международного олимпийского комитета (МОК), сопредседатель заявочного комитета Парижа Тони Эстангет в интервью Associated Press, он обсудит эту возможность с организаторами киберспортивных соревнований и с МОКом.
Киберспорт должен считаться полноценным видом спорта, полагает Эстангет: это нужно для того, чтобы Олимпийские игры сохранили актуальность для новых поколений. "Мы не можем сразу сказать "нет", – говорит он. – Молодежь интересуется киберспортом и подобными вещами". В 2024 г. Игры пройдут во Франции, их программа начнет формироваться в 2019 г.
Киберспорт – это открытые соревнования пользователей таких известных компьютерных игр, как Counter-Strike, StarCraft, Dota 2, League of Legends, Heroes of the Storm, World of Tanks и др. Явление сравнительно новое: хотя первые соревнования по игре StarCraft прошли в конце 1990-х гг., большую аудиторию такие турниры стали собирать лишь в последние годы. Зарабатывают организаторы спортивных соревнований и игроки на спонсорских контрактах, рекламе, продаже прав на трансляцию и т. д. По прогнозу Newzoo, в 2017 г. мировые доходы киберспорта вырастут на 41% до $696 млн, из них $517 млн придется на доходы от рекламы и продажи прав, остальное – выручка от продажи билетов и брендированных продуктов. Superdata оценивает рынок еще больше – примерно в $1 млрд (см. график).
В России киберспорт признан официальной спортивной дисциплиной весной этого года, т. е. спортсмены смогут получать спортивные звания и разряды. Это позволит в будущем проводить соревнования и чемпионаты страны. Именно в России состоялись две киберспортивные сделки, входящие в число крупнейших в мире: в 2015 г. USM Holdings Алишера Усманова инвестировала в организатора киберспортивных турниров Virtus.pro более $100 млн, а его партнер Юрий Мильнер – $26 млн в Super Evil Megacorp. Эта компания создала Vainglory – площадку для соревнований по киберспорту со всего мира.
Набирает популярность киберспорт и у традиционных медиа: соревнования по этому виду спорта транслируют кабельные каналы – американские, российские и др. В прошлом году соревнования по компьютерным играм показывал телеканал 2x2, на прошлой неделе "Матч ТВ" объявил о показе чемпионата Dota 2. The International 2017.
"Мы рассчитываем, что "Матч ТВ" будет смотреть все больше молодежи, поэтому продолжаем наращивать объем трансляций кибертурниров мирового уровня", – объясняла генеральный продюсер "Матч ТВ" Тина Канделаки. К 2019 г. мировая аудитория киберспортивных соревнований достигнет 303 млн человек, прогнозируют аналитики Superdata. Большинство зрителей таких соревнований – мужчины (85% аудитории), из них более половины – 18–25 лет.
Мировые спортивные организации все чаще говорят о том, что киберспорт нужно приравнять к традиционным видам спорта. В 2018 г. киберспорт будет включен в программу спортивных соревнований Азиатских Олимпийских игр (проводятся только в странах Азии по видам спорта, как и у главных Олимпийских игр, курирует соревнования МОК). На них компании протестируют киберспорт как вид спорта, а с 2022 г. он будет включен в основную программу. Это означает, что за победу в киберспорте будут выдаваться олимпийские медали. Организаторы Азиатских игр объяснили свое решение быстрым ростом и развитием киберспортивных дисциплин.
Добавить киберспорт в программу Олимпийских игр будет непросто из-за большого числа технических нюансов и разностороннего развития киберспорта, считает шеф-редактор телеканала киберспортивных трансляций Game Show TV Роман Чернявский. Как правило, чемпионаты проводятся под эгидой одного из разработчиков компьютерных игр или крупных киберспортивных организаций. Например, издатель Dota 2 проводит турнир с самым большим в индустрии призовым фондом – более $24 млн. Выберет МОК одну, две или несколько игр для проведения соревнований, не известно. Некоторые игры могут быть сложны для восприятия неподготовленного зрителя, предупреждает Чернявский, пожалуй, исключение только Counter-Strike, правила которой будут понятны многим.
Есть сложности и с подбором команд от разных стран – например, в российском проекте Virtus.pro команда по Counter-Strike полностью состоит из польских спортсменов, а команда Virtus.pro Dota 2 состоит из российских и украинских игроков. Но есть и хорошая российская команда по Counter-Strike – Gambit, которая в этом году выиграла чемпионат мира, говорит Чернявский.
Также не ясно, какие требования к киберспортсменам предъявит МОК. Сейчас сами менеджеры команд следят за тем, чтобы киберспортсмены вели здоровый образ жизни и поддерживали спортивную форму – это нужно для создания имиджа киберспорта и слома стереотипа о том, что компьютерные игры интересны только людям, которые не следят за собой, говорит он. Но отказ от допинга, подразумевающий отказ от привычных блюд и напитков, может оттолкнуть киберспортсменов от участия в Олимпийских играх. С другой стороны, уже есть опыт, когда спортивные организации проводят киберспортивные турниры, говорит он. Например, FIFA проводит чемпионат мира по одноименной компьютерной игре.
В ближайшие 20 лет добавить киберспорт к олимпийским видам спорта практически невозможно, уверен основатель игрового портала Kanobu Гаджи Махтиев. Олимпийский комитет достаточно консервативный орган и его надо будет убедить в том, что этот вид спорта будет актуальным на протяжении многих лет и сможет приносить стабильный доход от рекламы, отмечает он