Павел Кантышев
08.08.2017

В начале июля Совет по стратегическому развитию и приоритетным проектам при президенте собирался, чтобы обсудить программу развития цифровой экономики. Он решил, что для управления программой нужно учредить автономную некоммерческую организацию (АНО).

Это следует из протокола заседания совета, размещенного на сайте Кремля. В документе говорится, что АНО должны учредить Сбербанк, "Ростелеком", "Ростех", "Росатом", фонд "Сколково", Агентство стратегических инициатив. Сейчас перечень участников расширяется: в число учредителей могут войти интернет-холдинги Mail.ru Group и "Яндекс", операторы связи МТС и "Мегафон", разработчики программного обеспечения 1С и "Открытая мобильная платформа" основателя холдинга ЕСН Григория Березкина. Об этом "Ведомостям" рассказали два человека, близких к учредителям АНО. Они также уточняют, что в состав организации войдет представитель правительственной подкомиссии по цифровой экономике и представитель Минкомсвязи.

Новая некоммерческая организация разработает план по развитию цифровой экономики и проконтролирует его исполнение. Кроме того, от АНО должны поступать рекомендации, как эффективнее расходовать бюджетные деньги на выполнение программы, говорится в протоколе Совета по стратегическому развитию. Но источники и объемы финансирования программы еще не ясны, и правительству предстоит определиться с ними до 31 октября 2017 г.

Компании-учредители будут финансировать работу АНО: они договорились вложить в нее по 5 млн руб., уточняют четыре собеседника "Ведомостей", близких к учредителям организации. Один из них сказал, что сумма взноса еще обсуждается и может достигать 10 млн руб.

Саму программу цифровой экономики правительство утвердило в конце июля. Целей у нее несколько. Во-первых, цифровые данные должны стать ключевым фактором производства. Во-вторых, предстоит устранить препятствия для создания и развития высокотехнологических бизнесов и не допустить появления новых ограничений. В-третьих, как отдельные отрасли экономики, так и вся экономика в целом должна быть способной конкурировать на мировом рынке.

Помочь в достижении этих целей должны несколько перечисленных в программе технологий. Это большие данные, искусственный интеллект, технологии виртуальной и дополненной реальности, блокчейн, квантовые технологии, промышленный интернет, робототехника, технологии беспроводной связи. В этих областях к 2024 г. должны появиться не менее 10 национальных компаний-лидеров, работающих на глобальных рынках.

МТС и "Мегафон" еще лишь обсуждают участие в АНО, сообщили представители операторов. "Яндекс" также еще не вошел ни в какую организацию, указывает представитель холдинга Ася Мелкумова.

Но "Мегафон" считает правильным, если к разработке программы цифровой экономики привлекут не только госкомпании, но и других лидеров рынка, передала "Ведомостям" операционный директор "Мегафона" Анна Серебряникова. "Яндекс" готов делиться опытом в образовании, телемедицине, электронной коммерции и транспорте, говорит Мелкумова. Еще холдинг готов предложить свои знания по умным автомобилям, искусственному интеллекту и машинному обучению. Mail.ru Group рассматривает возможность участия в АНО, поскольку организации может быть полезна ее экспертиза в области электронной коммерции, говорит представитель холдинга. "Открытая мобильная платформа" также рассматривает возможность вхождения в АНО, сообщил ее представитель. А "Ростелеком" называет себя основным инфраструктурным партнером программы – ведь цифровой экономике нужны сети связи и дата-центры, указывает представитель оператора Андрей Поляков.

Участие частных компаний в управлении цифровой экономикой повышает вероятность успеха программы, считает главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян. Во-первых, у них гораздо лучший доступ к новым технологиям, а во-вторых, в этом случае будут эффективнее расходоваться деньги на программу, считает Казарян. С другой стороны, опыт развития цифровой экономики в других странах показывает, что ее успех в первую очередь зависит от малых и средних компаний, уверена директор по стратегическим проектам Института исследований интернета Ирина Левова.