Сергей Попов: "Мы производим не только автоматизированные системы управления, но и широкий спектр других решений"
14.08.2017

Honeywell более 40 лет работает на российском рынке. В 2017 году корпорация локализовала производство и объявила о планах по расширению линейки решений для нефтегазовой отрасли. Директор по маркетингу подразделения "Промышленная автоматизация" компании Honeywell в России, Белоруссии и Армении Сергей Попов рассказал редактору "Стандарта" Ксении Прудниковой о развитии бизнеса в России и подходах в области автоматизации отечественных предприятий.

- Honeywell присутствует на российском рынке с 1974 года. Расскажите об основных этапах развития бизнеса корпорации в России.

- Когда в 1970‑х годах многие зарубежные игроки выходили на российский рынок, компания UOP (сейчас Honeywell UOP) открыла коммерческое представительство.

Во время перестройки, в конце 1980‑х - ​начале 1990‑х годов, началось создание совместных предприятий и регистрация юридических лиц, представляющих интересы иностранных игроков. Тогда Honeywell основала российскую компанию, которая работала по различным направлениям, в том числе поддерживала проекты в области промышленной автоматизации в таких отраслях, как химия, целлюлозно-бумажное производство. Постепенно фокус сместился к нефтепереработке и нефтехимии.

Этому способствовал и новый виток технологического развития отечественных предприятий, которые переходили с устаревших систем автоматизации, например, с применением пневматических регуляторов, на электронные системы управления на базе микропроцессоров. Honeywell всегда была готова предложить российской нефтяной отрасли передовые решения. Так, еще в 1974 году мы вывели на рынок первую распределенную микропроцессорную систему, позволяющую управлять крупным производством непрерывного цикла. Кроме того, мы стремились работать в высокорентабельных сегментах, где расчеты осуществлялись в валюте, и с этой точки зрения химическая и нефтегазовая отрасли также представляли для нас интерес.

При этом Honeywell не был единственным иностранным игроком на российском рынке: мы развивали бизнес в условиях здоровой конкуренции, вместе с такими компаниями, как ABB, Emerson и Yokogawa.

По состоянию на текущий момент корпорация чувствует себя вполне уверенно - ​как на российском рынке, так и на мировом. По данным исследования ARC Advisory Group, в 2013 году глобальная рыночная доля Honeywell по объему продаж распределенных систем управления (РСУ) для нефтеперерабатывающих предприятий оценивалась в 35 %.

- Какова схема продвижения и технической поддержки продукции Honeywell в России?

- Изначально мы выстраивали схему прямых продаж, которой пользуемся до сих пор. Это позволяет предлагать заказчику решения "под ключ", что, помимо поставки оборудования и ПО, предполагает оказание инженерных консультационных услуг, проведение пусконаладочных работ, техническую поддержку.

Но это не единственный подход. Часть продукции мы распространяем через партнерскую сеть, а также привлекаем внешние компании в области инжиниринга.
Таким образом, у нас нет единого сценария. Основную задачу мы видим в том, чтобы заказчику были доступны наш опыт и навыки при внедрении и эксплуатации решений Honeywell; мы готовы нести перед ним прямую ответственность. При этом мы всегда идем навстречу пожеланиям клиентов, и если им удобнее работать через посредников, то это не является для нас препятствием.

- Кто ваши крупнейшие заказчики из российского нефтегазового сектора? Можете привести примеры значимых проектов, реализованных в их интересах?

- Во-первых, мы работаем с крупными вертикально интегрированными компаниями, такими как ПАО "ЛУКОЙЛ", ПАО "НК "Роснефть" (и принадлежащим ему ПАО АНК "Башнефть"), ОАО "Сургутнефтегаз". Тут хотелось бы отметить проект внедрения систем усовершенствованного управления Profit Optimization Suite на нефтеперерабатывающих заводах "Башнефти". Он оказался настолько успешным, что, по отзыву заказчика, окупился за год.

Также клиентами Honeywell являются не входящие в крупнейшие холдинги предприятия - ​например, АО "Антипинский НПЗ" (базовый актив принадлежащей Дмитрию Мазурову ГК "Новый Поток", - ​Прим. "Стандарта"). На этом заводе применяется большое количество передовых технологий и решений: в частности, функционирует наша АСУ ТП Experion PKS, позволившая ускорить расширение производственных мощностей.

Также важно отметить, что российские предприятия нефтеперерабатывающей отрасли закупают у нас самые передовые решения, ничуть не уступая западным коллегам, а иногда и опережая их в модернизации производства. Мы же готовы удовлетворить их потребность в прогрессивных решениях.

- Honeywell локализовала производство в России на базе предприятий Elster Group. Какую продукцию они производят? Есть ли планы по расширению ассортимента?

- Нужно уточнить, что в конце 2015 года Honeywell приобрела компанию Elster, ведущего поставщика систем учета воды, газа и электроэнергии для коммерческого, промышленного и жилого сектора, в том числе интеллектуальных счетчиков, программного обеспечения и решений для анализа данных. Таким образом, два предприятия Elster - ​"Эльстер Метроника" и "Эльстер Газэлектроника" - ​стали частью нашего бизнеса в России. Интеграция еще продолжается, и активно инвестировать в локализацию производства мы начали совсем недавно. В апреле текущего года Honeywell объявила о расширении производства и запуске новых линеек решений для отечественной нефтегазовой отрасли на находящемся в Арзамасе заводе "Эльстер Газэлектроника". Предприятие уже выпускает счетчики газа, в том числе бытовые, получившие широкое распространение в нашей стране. В ближайших планах - ​локализация производства нескольких групп оборудования. Например, газовых измерительных приборов (включая ультразвуковые расходомеры, предназначенные для измерения расхода газа), газовых хроматографов (для определения компонентного состава газа), вычислителей расхода, устройств для регулирования давления газа, а также преобразователей давления. В перспективе с помощью этих компонентов мы сможем строить газораспределительные пункты на высокое давление.

- С чем связано решение локализовать производство именно этой продукции?

- Во-первых, данные виды оборудования являются наиболее массовыми и востребованными. Кроме того, решение вызвано тем, что ПАО "Газпром" предъявляет повышенные требования к поставщикам, в том числе в области локализации производства.

- В России и мире набирает обороты промышленный Интернет вещей. Что специалисты Honeywell вкладывают в понятие IIoT и как применение данных технологий влияет на конкурентоспособность предприятий?

- Действительно, IIoT набирает популярность во всем мире. Для нас IIoT связан с использованием Интернета в качестве инфраструктуры, позволяющей собирать, обрабатывать и анализировать данные в режиме реального времени. В свою очередь это дает возможность оперативно управлять оборудованием и технологическими установками и, как следствие, всем предприятием. При разработке IIoT-решений мы учитываем именно эти принципы. Возможно, они не уникальны, зато имеют серьезное технологическое основание.

Наше преимущество в том, что мы производим не только автоматизированные системы управления, но и широкий спектр других решений. В корпорацию Honeywell входит компания Honeywell UOP - ​мировой лидер и лицензиар технологий для нефтепереработки, газопереработки и нефтехимии.

Общие усилия позволили нам сформировать Connected Performance Services (CPS) - ​пакет подключаемых услуг для повышения производительности и эффективности предприятий. Технически это выглядит так: в режиме реального времени данные по защищенным каналам связи доставляются в ЦОДы, где обрабатываются в соответствии с математической моделью, разработанной Honeywell UOP. Часто такую модель называют цифровым двойником, который позволяет очень точно оценить эффективность того или иного процесса и при необходимости скорректировать его. В целом это инструмент для извлечения максимума из конкретного типа установки в определенных условиях ее эксплуатации, с учетом таких показателей, как производительность, тип используемого сырья и т.д.

Также мы видим, что потенциал технологий IIoT можно использовать для управления логистическими цепочками и поставками готовой продукции. Располагая достоверной информацией, можно удовлетворять спрос на продукцию предприятия, не перегружая складские помещения и службы перевозки, не оставаясь при этом без запасов сырья (например, при получении заказа на производство какого-то объема бензина). Промышленный Интернет вещей и придуман для того, чтобы координировать выпуск продукции с оптимальным логистическим циклом, с учетом реальных потребностей клиента. И на текущем этапе развития инфраструктуры связи, программного обеспечения и модели предоставления в облаке "всего как сервис" (XaaS) эта цель вполне достижима. Что особенно важно, от предприятий больше не требуется существенных капитальных затрат: происходит переход от CAPEX к OPEX.

- Насколько типично для предприятий нефтегазовой отрасли применение систем автоматизации различных поставщиков? Как Honeywell решает вопрос совместимости своих решений с продуктами других производителей?

- Ситуация, когда на крупном предприятии установлены системы нескольких поставщиков или разные поколения решений одного производителя, отнюдь не уникальна. Это объясняется тем, что по мере развития предприятия требуется модернизация ИТ-инфраструктуры. И каждый раз холдинги проводят тендеры, определяя победителя в соответствии со своими потребностями и теми условиями, которые им предлагают. Также компании часто закупают не отдельные системы управления, а готовые многокомпонентные решения или оборудование, включающее ту или иную технологию автоматизации.

Мы не видим в этом большой проблемы. Подключить системы Honeywell к решениям других производителей - ​задача технически несложная. Для этого и существуют открытые протоколы, такие как OPC. И тут у нас также есть преимущество: в корпорацию входит компания Matrikon - ​лидер в области разработки OPC-технологий, позволяющих независимо от интерфейса подключаться к системам управления и контроля разных производителей. Последней разработкой Matrikon стала платформа OPC UA (Unified Architecture), которая никак не зависит от DCOM-протокола Windows.

- В чем основные риски повсеместного внедрения автоматических систем производства? С какими вызовами с точки зрения информационной безопасности сталкиваются предприятия и как можно на них ответить?

- Для любого критического процесса на предприятии существуют системы управления и автономные системы противоаварийной защиты. Honeywell предлагает решения, позволяющие обезопасить системы управления производством в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Например, наш контроллер Safety Manager соответствует высокому уровню надежности 99,9 % (SIL-3), имеет четверное резервирование, что сводит практически к нулю вероятность несрабатывания системы в аварийной ситуации.

Что касается вопросов информационной безопасности, то заказчиков больше всего беспокоит возможность несанкционированного доступа к сети обмена данными предприятия. В этой области мы предлагаем структурированный подход к построению инфраструктуры: создание четырех уровней от сети управления до корпоративной сети, каждый из которых разделен фаерволом. Межсетевые экраны мы устанавливаем даже на уровне контроллеров, а также используем алгоритмы шифрования данных.

Более того, Honeywell реализует программу кибербезопасности на предприятиях, в рамках которой проводит аудит, выявляет уязвимости и предлагает заказчику установить ПО собственной разработки, позволяющее в режиме реального времени отслеживать сетевую инфраструктуру на предмет защищенности от различного рода угроз. Последняя разработка, которую мы представили в данной области, - ​средство проверки USB-носителей, используемых сотрудниками предприятий.

Повышенное внимание к информационной безопасности и наличие собственных разработок для ее обеспечения также выделяют нас среди игроков сегмента производства систем промышленной автоматизации. А от компаний, специализирующихся на ИБ, мы отличаемся более глубоким пониманием специфических потребностей предприятий на уровне управления.