Мария Андреева
© ComNews
04.08.2017

По итогам II квартала 2017 г. выручка ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн") по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросла на 3%, до 68,4 млрд руб. При этом рост на 3,6% показала выручка от услуг мобильной связи, достигнув показателя 55,7 млрд руб. В компании отмечают, что такой рост обусловлен увеличением выручки от услуги мобильного Интернета, дополнительных услуг и мобильных финансовых услуг. Выручка "ВымпелКома" от услуг фиксированной связи в отчетном квартале, напротив, снизилась на 8,8%, до 9,9 млрд руб.

Данные о результатах "ВымпелКома" приведены в отчете его материнской компании Veon (в прошлом - Vimpelcom Ltd.), которая вчера раскрыла показатели по итогам II квартала 2017 г.

В "ВымпелКоме" отмечают, что в течение II квартала финансовые результаты по России улучшились, однако сложные рыночные условия и высокий уровень конкуренции сохраняются. Общая выручка за указанный период увеличилась на 3% по сравнению со II кварталом, до 68,4 млрд руб., за счет роста сервисной выручки в мобильном сегменте.

Сервисная выручка в мобильном сегменте по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилась на 3,6%, до 55,7 млрд руб., что обусловлено ростом выручки от мобильной передачи данных, дополнительных услуг и мобильных финансовых услуг. В компании отмечают, что рост частично компенсирован сокращением выручки от голосовых услуг.

Сервисная выручка в фиксированном сегменте снизилась на 8,8%, до 9,9 млрд руб. В "ВымпелКоме" пояснили, что это произошло в результате влияния укрепления рубля на выручку по контрактам с расчетами в иностранной валюте, а также растущего распространения FMC-предложений (Fixed Mobile Convergence) внутри клиентской базы.

Снизилась выручка "ВымпелКома" от услуги широкополосного доступа в Интернет (ШПД) на 12,3% и составила 2,6 млрд руб.

Общая выручка в мобильном сегменте "ВымпелКома" во II квартале 2017 г. составила 58,5 млрд руб., показав рост на 5,3% год к году. Доход от мобильной передачи данных продолжил уверенно расти, увеличившись на 17,8%, до 14,5 млрд руб., по сравнению с отчетным периодом 2016 г. В "ВымпелКоме" подчеркнули, что это произошло за счет продвижения пакетных предложений, активного распространения смартфонов и роста клиентского трафика.

"Количество абонентов сотовой связи во II квартале 2017 г. увеличилось на 1,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 58,3 млн, ввиду роста продаж и улучшения показателей оттока в годовом исчислении", - сказали в "ВымпелКоме".

Представитель оператора добавил, что показатель лояльности клиентов (NPS) сопоставим с результатами основных конкурентов компании. "Конвергентное тарифное предложение (FMC) по-прежнему пользуется большой популярностью: услугу подключили свыше 730 тыс. клиентов", - резюмировали в компании.

Количество пользователей мобильного Интернета в общей абонентской базе мобильного сегмента за отчетный период увеличилось на 12,9% и составило 38,1 млн абонентов.

Показатель среднего дохода в месяц в расчете на абонента (ARPU) в мобильном сегменте вырос на 3,6% год к году, до 320 руб. "Рост произошел за счет продолжающейся деятельности по упрощению тарифов и успешной реализации мероприятий по увеличению продаж", - отметили в "ВымпелКоме". Кроме того, добавили в компании, оказывает влияние и растущая доля пакетных предложений внутри клиентской базы.

Показатель MOU оператора за II квартал 2017 г. продемонстрировал рост на 0,3% год к году и составил 338 минут. Средний объем дата-трафика, потребляемого абонентом, вырос с 1906 Мбайт в 2016 г. до 2716 Мбайт в 2017 г. (рост на 42,5% год к году).

Абонентская база "ВымпелКома" по услуге фиксированного ШПД за отчетный период осталась неизменной и составила 2,2 млн клиентов. При этом показатель ARPU по ШПД год к году снизился на 13,5%, до 391 руб.

В компании отметили, что показатель EBITDA по России снизился на 1,3% до 26,9 млрд руб. Рентабельность базовой прибыли EBITDA составила 39,4%, показав последовательное улучшение на 1,8 п.п. в квартальном исчислении.

Во II квартале 2017 г. капитальные затраты за вычетом лицензий увеличились на 9,6% (до 7,9 млрд руб.) по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года ввиду ускоренного развертывания высокоскоростной сети передачи данных, благодаря которому сеть 4G/LTE охватывает 60% населения. Соотношение капитальных затрат "ВымпелКома" за вычетом лицензий к выручке за последние 12 месяцев во II квартале 2017 г. составило 16,7%.

"Я рад сообщить о продолжении двузначного роста выручки и EBITDA компании. Дальнейший рост доходов будет сконцентрирован на наших основных рынках - в России, Пакистане и на Украине, где наблюдается высокий спрос на наши мобильные услуги", - прокомментировал финансовый отчет за II квартал глава Veon Жан-Ив Шарлье.

Одним из значимых событий отчетного периода в отчете Veon названа сделка по "Евросети". Напомним, что в июле 2017 г. "ВымпелКом" заключил рамочное соглашение с "МегаФоном" по разделению "Евросети". Отмечалось, что "МегаФон" выкупит у "ВымпелКома" 50% ретейлера и доведет свою долю до 100%. "ВымпелКом" получит 2 тыс. салонов "Евросети" из имеющихся 4,2 тыс. Во вчерашнем отчете компании говорится, что в рамках этой сделки компания выплатит "МегаФону" 1,25 млрд руб.

"Данная сделка требует соответствующих разрешений регулирующих органов и других условий и, как ожидается, будет завершена в IV квартале 2017 г. После завершения этой сделки Veon намерен удвоить количество монобрендовых магазинов "ВымпелКома", которые дают больше возможностей для увеличения объемов продаж и повышения уровня обслуживания клиентов", - говорится в отчете Veon.

Финансовый аналитик группы компаний "Финам" Леонид Делицын положительно оценивает финансовые результаты "ВымпелКома" за II квартал текущего года. "Результаты за II квартал безусловно удачные, но при этом результаты за первое полугодие в целом ничего революционного не показывают", - сказал корреспонденту ComNews аналитик.

Эксперт "Финама" считает, что разделение "Евросети", безусловно, упростит бизнес, освободит ресурсы и избавит от болезненной необходимости развивать бренд, конкурирующий с собственным. "Однако нужно иметь в виду, что ретейл, хотя именно он выступает точкой контакта с потребителем, сам по себе приносит операторам не более 12% выручки и, не обладая высокими барьерами для входа, является еще более конкурентным, чем основной бизнес. Иными словами, он не станет драйвером роста", - резюмировал Леонид Делицын.

На взгляд начальника управления операций на российском фондовом рынке ИК "Финанс" Георгия Ващенко, больше всего обращает на себя внимание в финансовом отчете оператора высокий темп роста выручки от мобильных данных. "На фоне падения популярности голосовых звонков и развития мессенджеров этот сегмент будет демонстрировать высокие темпы роста на протяжении нескольких лет", - предположил эксперт.

Кроме того, добавил Георгий Ващенко, операторы постепенно будут увеличивать цены на тарифы, сокращать объем включенного трафика. "Я полагаю, что это приведет к росту продаж в сегменте на 18-20% в 2018 г.", - заметил Георгий Ващенко.

Он предположил, что в III квартале динамика сохранится. Дополнительную выручку принесет сохраняющийся пока роуминг. Маржа EBITDA сохранится на уровне 38-39%.

"Переформатирование розничной сети, на мой взгляд, не окажет заметного влияния на продажи. Закрытие магазинов "Евросети" будет происходить постепенно, и в то же время будут открываться новые салоны. Я полагаю, что на объем продаж контрактов сделка по "Евросети" не повлияет", - заключил Георгий Ващенко.