© ComNews
31.07.2017

Как стало известно ComNews, Минкомсвязи намерено поддержать проект "Российская оптическая трансарктическая кабельная система" (РОТАКС), которым занимается ЗАО "Поларнет Проект". Интерес к РОТАКС также проявила финская Cinia Group Ltd., которая в августе создаст с "Поларнет Проект" совместное предприятие для развития проекта. Кроме того, заинтересованность в строительстве подводной ВОЛС вдоль Арктического побережья России на прошлой неделе выразило Министерство промышленности и информатизации Китая.

Как рассказал корреспонденту ComNews источник на рынке телекоммуникаций, Минкомсвязи намерено поддержать РОТАКС. Этот проект предполагает строительство магистральной линии связи по дну Северного Ледовитого океана по маршруту Бьюд (Великобритания) - Мурманск - Анадырь - Владивосток - Токио. Пресс-служба Минкомсвязи в пятницу воздержалась от комментариев.

Тем временем строительство подводной ВОЛС вдоль Арктического побережья России стало на прошлой неделе темой обсуждения для высокопоставленных лиц России и Китая. Глава Минкомсвязи Николай Никифоров посетил Третью встречу министров связи стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка), которая проходит в Китайской Народной Республике (КНР), а также провел рабочую встречу с министром промышленности и информатизации Китая Мяо Вэем. Чиновники обсудили в том числе и проект по созданию подводной волоконно-оптической магистрали вдоль Арктического побережья России.

Мяо Вэй выразил заинтересованность в развитии такого проекта, который может наиболее эффективно обеспечить скоростное соединение Азии с Европой. Мяо Вэй также попросил у Минкомсвязи России содействия по проведению необходимых исследований для строительства магистрали и выразил уверенность, что спрос на использование такого канала связи будет значительным.

Как рассказал корреспонденту ComNews генеральный директор "Поларнет Проекта" Олег Ким, он знает об этой встрече и о том, что Китай заинтересован взаимодействовать с Россией по развитию проекта по созданию ВОЛС вдоль Арктического побережья России. "Надеемся, что разговор шел о нашем проекте", - был краток Олег Ким.

Олег Ким рассказал, что "Поларнет Проект" вел переговоры с финской Cinia Group Ltd. (собственник и операционная компания балтийской кабельной системы Sea Lion) насчет инвестиций в РОТАКС (см. новость ComNews от 8 ноября 2016 г.). Переговоры завершились подписанием меморандума между двумя компаниями, который предусматривает создание совместного предприятия по развитию проекта РОТАКС. Как уточнил Олег Ким, стороны начнут создавать СП в августе. Как ранее говорил Олег Ким, "Поларнет Проект" вел переговоры и с компаниями из Китая, однако об их результатах пока неизвестно.

Опрошенные ComNews магистральные операторы связи заявили, что знают о встрече министров двух стран, но не присутствовали на ней и не планируют развивать такой проект. "Мы не имеем никакого отношения к этим переговорам", - сообщил корреспонденту ComNews представитель ПАО "Ростелеком". Компания является ключевым исполнителем нескольких международных проектов, играющих значимую роль в области передачи трафика между государствами Евразии. "В частности, компания запустила систему "Транзит Европа-Азия" (TEA) с пропускной способностью до 3,2 Тбит/с. Это надежный полностью наземный трансконтинентальный маршрут пропуска трафика, альтернативный подводным кабельным системам", - отметил он.

"Мы не участвовали во встрече, но знаем, что такой проект по строительству подводного магистрального кабеля вдоль Арктического побережья России обсуждался, - говорит руководитель пресс-службы "МегаФона" Юлия Дорохина. - Мы считаем перспективой работу на азиатских рынках: с 2013 г. мы плотно работаем со всеми крупными китайскими операторами в рамках проекта DREAM - канала связи между Европой и Азией. Мы также сотрудничаем с операторами Азии по обмену голосовым трафиком и роумингу".

Представители АО "Компания ТрансТелеКом" (ТТК) и ОАО "Межрегиональный ТранзитТелеком" (МТТ) воздержались от комментариев.

Тем временем аналитики сомневаются, что спрос на использование емкости подводного магистрального кабеля вдоль Арктического побережья России будет значительным. Генеральный директор "ТМТ Консалтинга" Константин Анкилов говорит, что еще не загружены имеющиеся магистрали "Ростелекома", ТТК, "МегаФона". "Логично стимулировать спрос на имеющиеся сети", - полагает он.

"Задержка сигнала в канале такой ВОЛС относительно наземного маршрута будет выше, а относительно южного подводного - немного ниже. Дешевле такая магистральная емкость точно не будет. Наиболее низкие цены сейчас на маршруте через другую сторону земного шара - через Тихий океан", - считает руководитель направления ИТ, облачных сервисов и инфраструктурных проектов J’son & Partners Consulting Александр Герасимов. Кроме того, по его мнению, строительство такой ВОЛС будет намного сложнее и дороже существующих маршрутов, не только наземных, но и подводных, а окупаемость такого проекта крайне сомнительна.

Проект прокладки ВОЛС из Европы в Азию через Северный Ледовитый океан обсуждали в марте 2017 г. на заседании в Министерстве транспорта и связи Финляндии, в котром участвовали высокопоставленные представители профильных министерств, а также дипломатического корпуса, научных и деловых кругов из Финляндии, Норвегии, Швеции, России, Германии, Китая и Японии. Проект представляла частная финская компания Cinia Group, и его оценочная стоимость на тот момент составляла $700 млн. В качестве одного из партнеров Cinia Group по проекту является "Поларнет Проект".

Проект трансарктического кабеля поддерживает и правительство Финляндии. Его представители обсуждали этот проект в ходе визита премьер-министра России Дмитрия Медведева в Финляндию в декабре 2016 г. "Это интересная идея, способная решить ряд коммуникационных задач. Мы считаем, что у этого проекта может быть хорошее будущее", - заявлял тогда Дмитрий Медведев по итогам переговоров с финским коллегой Юхой Сипиля.

Как ранее сообщал ComNews, в 2011 г. правительственная комиссия по федеральной связи и технологическим вопросам информатизации поддержала проект РОТАКС компании "Поларнет Проект", которая добивалась этого в течение 10 лет (см. новость ComNews от 18 октября 2011 г.).

Изыскательские работы на месте строительства кабельной сети "Поларнета" начались еще в 2002 г. Все это время компания искала источники финансирования проекта РОТАКС. В 2003 г. "Поларнет" купил подводную волоконно-оптическую сеть Tyco Global Network (TGN), которая связывает Европу и Азию через территорию США. На аукционе по приобретению TGN "Поларнет" вступил в альянс с крупнейшим индийским оператором международной фиксированной связи и интернет-услуг Videsh Sanchar Nigam Limited (VSNL), входящим в финансово-промышленную группу Tata Group. Юридически покупателем стала VSNL, а "Поларнет" участвовал в сделке своими активами. Взамен "Поларнет" должен был получить от VSNL инвестиции и часть емкости в сети TGN. Однако еще до закрытия сделки VSNL отказалась выполнять договорные обязательства. Из-за проблем раздела активов с VSNL "Поларнету" пришлось сдвинуть сроки прокладки кабеля в Арктическом и Дальневосточном регионах.