Мария Андреева
© ComNews
12.07.2017

Сбербанк представил новые функции в банкоматах: идентификация клиента по лицу, видеоконсультирование и возможность совершать операции без ввода карты. Все эти направления Сбербанк считает перспективными. При этом скорость и масштабы внедрения новых технологий зависят от того, насколько они будут востребованы клиентами.

Как рассказал вчера корреспонденту ComNews представитель Сбербанка, пилотный проект по идентификации банкоматом клиента по лицу (проект по биометрии лица) стартовал в июне 2017 г. Банкомат с этой функцией размещен в Agile-офисе Сбербанка на Кутузовском проспекте, 32. "После создания биометрического шаблона устройство позволяет выполнять все безналичные операции, доступные в личном кабинете, без использования карты", - добавили в пресс-службе банка. По словам представителя Сбербанка, пилот будет проводиться до конца 2017 г. По результатам пилота в 2018 г. будет рассматриваться возможность тиражирования этого функционала.

В пресс-службе банка пояснили, что биометрия предполагает систему распознавания людей по одной или более физическим чертам. "Для создания уникального шаблона, соответствующего определенному человеку, требуется от 12 до 40 характерных элементов. Шаблон должен учитывать множество вариаций изображения на случаи поворота лица, наклона, изменения освещенности, изменения выражения", - рассказали в Сбербанке. В банке считают, что идентификация по лицу является более продвинутой и защищенной по сравнению, например, с отпечатком пальца. "Надежность технологии распознавания лица значительно выше, чем технология распознавания по отпечатку пальца. Данная технология защищена от фрода в виде фотографий и видеозаписи, так как осуществляется идентификация лица в видимом и инфракрасном спектрах", - добавили в Сбербанке. Для того чтобы клиент мог воспользоваться этой услугой, ему необходимо зарегистрировать биометрический шаблон, обратившись к сотруднику банка.

В банке корреспонденту ComNews уточнили, что разработчик биометрии (запатентованного алгоритма) - японская компания Toshiba. Сервис визуальной аналитики предоставила RecFaces.

Еще одна технология, которую Сбербанк в настоящее время тестирует в Agile-офисе, - видеоконсультирование клиентов на устройстве самообслуживания. Пилот этой технологии был запущен также в июне этого года на том же банкомате, что и технология идентификации. Технология позволяет предоставлять консультации, а также предлагать клиенту услуги Сбербанка по видеосвязи через устройство самообслуживания. "Нажав на кнопку "Видеосвязь" на банкомате, клиент увидит на экране устройства консультанта, который поможет осуществить необходимые операции", - пояснили в банке.

Кроме того, в июле этого года Сбербанк запускает в промышленную эксплуатацию устройства самообслуживания с технологией NFC (Near Field Communication), которая позволяет клиенту совершать операции без ввода карты в устройство. К концу июля будет запущено 2 тыс. устройств с NFC-модулями. "Они будут доступны для клиентов - держателей карт Сбербанка. На данном этапе клиенты смогут совершать все операции, кроме смены пин-кода, по бесконтактным картам Сбербанка. К сентябрю 2017 г. эти возможности станут доступны держателям карт других банков. Как отметил в разговоре с корреспондентом ComNews представитель банка, в текущем году Сбербанк планирует расширить функционал на более чем 10 тыс. банкоматов.

Кроме того, в сентябре планируется запуск технологии NFC с поддержкой мобильных устройств с привязанной картой MasterCard. Мобильные устройства с привязкой к картам Visa банк планирует реализовать также в 2017 г. "Биометрия, видеоконсультирование, NFC - во всех этих областях мы видим большие перспективы. При этом скорость и масштабы внедрения этих технологий будут зависеть от того, насколько они будут востребованы нашими клиентами сегодня и завтра", - подчеркнул вице-президент Сбербанка Сергей Мальцев.

В пресс-службе ВТБ корреспонденту ComNews рассказали, что группа ВТБ уже начала оснащать банкоматную сеть устройствами с NFC-ридерами. "Использование бесконтактных банкоматов может значительно сократить время обслуживания клиентов в сравнении со снятием наличных традиционным способом. Кроме того, это удобно, если клиент забыл кошелек и ему срочно потребовались наличные. Данный сервис мы считаем перспективным", - отметили в ВТБ.

По мнению финансового аналитика группы компаний "Финам" Богдана Зварича, большинство инноваций в банковском секторе имеют две основные цели. Первая из них - это усиление безопасности клиентских средств. Вторая - снижение объема работ, проводимых менеджерами, то есть снижение расходов на персонал. "Что касается проведения операций без использования карт, то биометрическая идентификация считается более надежной. В такой ситуации, когда клиент забыл карту, но может пройти идентификацию по лицу, он продолжит работать с банкоматом, а не пойдет к менеджеру для выполнения необходимых операций. В результате растет надежность и вместе с тем снижаются временные затраты сотрудников банка", - заметил эксперт.

Что же касается видеоконсультирования, то Богдан Зварич добавил, что это позволяет создать центральный офис с видеосвязью со всеми банкоматами. В результате клиент будет иметь возможность получить необходимую информацию без обращения к менеджеру того отделения, в которое он пришел. В связи с этим возможен переход на полное удаленное консультирование, что позволит сократить штат сотрудников.