Мария Андреева
© ComNews
05.07.2017

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) признала ПАО "Ростелеком" виновным в нарушении федерального закона "О рекламе". Оператор распространял на квитанциях по оплате услуг связи недостоверную рекламную информацию. В постановлении ФАС отмечается, что "Ростелеком" должен заплатить в связи с этим административный штраф в размере 100 тыс. руб. Однако оператор будет обжаловать решение и постановление ведомства в судебном порядке.

О нарушении "Ростелекомом" федерального закона "О рекламе" сообщается в базе правовых актов ФАС. Отмечается, что ранее в Управление антимонопольной службы по Новосибирской области поступило заявление физического лица по факту распространения в октябре 2016 г. на квитанциях по оплате услуг связи "Ростелекома" недостоверной рекламной информации.

Реклама, представленная на квитанциях, была следующего содержания: "Сим-карта от "Ростелекома" - это выгодно! Хотите платить за домашний телефон на 50% меньше? Подключайтесь к мобильной связи "Ростелеком!.."

Как указал заявитель, из рекламного предложения следует, что "Ростелеком" предлагал клиентам экономить 50% средств, затрачиваемых на услуги стационарной связи (домашний телефон), в случае если абонент соглашается на пользование дополнительным видом связи. По мнению заявителя, желание клиента оплачивать услуги связи на 50% дешевле подразумевает длительный период такой возможности.

В квитанции же мелким нечитаемым шрифтом уточнялось, что при подключении услуг мобильной связи "Ростелекома" предоставляется скидка 50% на абонентскую плату за предоставление абонентской линии домашней телефонии в счете за месяц, в котором было осуществлено подключение услуг мобильной связи. "В дальнейшем скидка будет предоставляться, если сумма начислений за пользование мобильной связи по всем номерам, подключенным к лицевому счету домашней телефонии, будет составлять 500 руб. и выше. Скидка 50% будет действовать до 31 марта 2017 г., с 1 апреля 2017 г. размер скидки составит 30%..." - уточнялось в рекламе.

"Такой способ подачи информации является недобросовестной рекламой и рассчитан на невнимательных или плохо зрячих граждан, которые могут быть введены в заблуждение", - отметил в письме к УФАС заявитель.

Новосибирское УФАС России возбудило дело в отношении "Ростелекома". При этом представители оператора не усмотрели в своих действиях нарушения федерального закона "О рекламе". В "Ростелекоме" отмечали, что субъект информации персонифицирован, то есть информация носит адресный характер. Поэтому данная информация не является рекламой.

Представитель оператора добавлял, что информирование абонента "Ростелекома" о получении скидки на домашнюю телефонию способствует доведению до конкретного абонента информации о возможных изменениях в условиях предоставляемых ему услуг телефонной связи в его интересах. "Данная информация носит не рекламный, а справочно-информационный характер. Реклама же направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования и его продвижение на рынке", - подчеркивали в компании.

"Объектом рекламирования в данном случае являются услуги, предоставляемые ПАО "Ростелеком", а также рассматриваемая рекламная акция", - поясняли в Новосибирском УФАС и отмечали, что оператор имел возможность избрать иной способ информирования своих абонентов о действующих акциях, в том числе путем направления отдельных информационных писем.

В итоге Новосибирское УФАС вынесло решение признать "Ростелеком" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях и постановило применить к оператору меру ответственности в виде административного штрафа в размере 100 тыс. руб.

В ведомстве отметили, что неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее 1000 руб. На нарушителя также может налагаться административный арест на срок до 15 суток либо обязательные работы на срок до 50 часов.

"Довод УФАС о том, что в счете "Ростелекома" подробности о предоставлении скидки в 50% за предоставление абонентской линии домашней телефонии при подключении услуг мобильной связи изображены мелким (нечитаемым) шрифтом, не соответствует действительности", - сказал вчера корреспонденту ComNews представитель оператора.

По его словам, информация в счете за оказанные услуги связи носит не рекламный, а справочно-информационный характер, является полной и достоверной. "Счет получен в электронном виде, согласно выбранному абонентом способу доставки. Техническая возможность позволяет увеличить текст и просмотреть его в комфортном для пользователя масштабе", - пояснили в компании.

В связи с этим "Ростелеком" будет обжаловать решение и постановление УФАС в судебном порядке.

В разговоре с корреспондентом ComNews председатель Организации по защите прав потребителей "Общественная потребительская инициатива" (ОПИ) Олег Павлов отметил, что подобная практика в гораздо большей мере свойственна недобросовестным операторам мобильной связи. "С помощью мелкого шрифта скрываются существенные условия, которые влияют на стоимость. Используя такие уловки, продукт хотят сделать более привлекательным в глазах потребителей, чем он есть на самом деле. Это справедливо по отношению к большинству рекламных сюжетов", - сказал Олег Павлов.

По его словам, практически идентичные нарушения есть в рекламе "Билайна" (ПАО "ВымпелКом"), который в серии роликов рекламировал тариф "#можноВСё" за 10 руб. в день, скрывая с помощью мелкого шрифта, что данная цена актуальна только первые 30 дней, после чего плата удваивается. То же самое делала и МТС (ПАО "Мобильные ТелеСистемы"), рекламируя "Smart Безлимитище" за 12,90 руб. в день - такая цена действовала только первый месяц. Но ключевое условие об увеличении платы было скрыто с помощью мелкого шрифта.

"Что касается "Ростелекома", то, насколько нам известно, для него подобная практика не является привычной. Но при этом оператора гораздо чаще обвиняли в злоупотреблении доминирующим положением - ограничении доступа к сетям общего пользования, завышении тарифов на услуги по предоставлению в пользование линейно-кабельных сооружений связи, навязывании невыгодных условий договора о присоединении в части выбора условий пропуска трафика и т.п.", - рассказал Олег Павлов.

ФАС вчера не предоставил ComNews дополнительных комментариев.