выпускающий редактор ComNews.ru
© ComNews
03.07.2017

На минувшей неделе в Государственную Думу РФ был внесен законопроект, призванный отменить национальный роуминг в сетях операторов мобильной связи. Хотя с технической точки зрения оснований для того, чтобы национальный роуминг продолжал существование, давно уже нет, если законопроект будет принят, то сотовым операторам придется искать способы компенсации выпадающих доходов, и это станет дополнительной головной болью сначала для них, а потом для абонентов.

Авторами законопроекта стали представители партии "Справедливая Россия". Согласно пояснительной записке, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 54 ФЗ "О связи" в части осуществления услуг связи по единому тарифу в пределах территории РФ" направлен на отмену "национального роуминга", то есть применения дифференцированных тарифов по оплате услуг связи в зависимости от нахождения абонентов в том или ином субъекте Федерации.

В частности, проект закона предполагает внесение изменений в пункт 1 статьи 54 ФЗ "О связи", где должна появиться следующая формулировка: "Оплата телефонных соединений между абонентами в пределах территории Российской Федерации осуществляется по единому тарифу услуг соответствующего оператора независимо от места нахождения в пределах территории РФ как вызывающего, так и принимающего абонента". Предполагается, что данный закон вступит в силу с 1 января 2018 года.

Авторы законопроекта называют национальный роуминг архаизмом, препятствующим развитию доступности услуг связи на территории России, и говорят о том, что это явление, по сути, лишь дополнительный источник доходов для соответствующих операторов связи.

Исторически национальный роуминг в России возник по причине того, что лицензии на право оказания услуг мобильной связи в стране выдавались на отдельные субъекты Федерации. Это привело к тому, что в разных регионах РФ действовали многие десятки разрозненных операторов, работавших в стандартах NMT-450, AMPS-800 и GSM. Будучи самостоятельными юрлицами, все они договаривались о взаимном роуминге, что позволяло абоненту из одного региона оставаться на связи при поездках в другой. Кроме того, по причине отсутствия на тот момент собственных магистральных каналов связи региональные мобильные операторы использовали магистрали "Ростелекома", а затем и МТТ.  Все это приводило к дополнительным издержкам и оправдывало наличие национального роуминга.

С тех пор российский сотовый рынок укрупнился и давно поделен между четырьмя основными операторами, действующими по единым стандартам. Региональных операторов остались считанные единицы. Кроме того, у основных сотовых операторов, так называемой "большой тройки", уже построена своя магистральная волоконно-оптическая сеть связи в масштабах всей страны, и в дополнительных затратах на использование чужой магистральной емкости необходимости нет.

Таким образом, с технической точки зрения оснований для того, чтобы национальный роуминг продолжал существование, нет. Россия является едва ли не единственной в мире страной с национальным роумингом. Например, в США (с их немалой территорией) тарифы у мобильных операторов едины на всей территории страны и не зависят от того, находится ли абонент в домашнем регионе или нет.

Не стоит забывать и о том, что вопросом национального роуминга уже много лет занимается Федеральная антимонопольная служба (ФАС), которая ведет консультации с операторами мобильной связи и давно озвучила свою цель - добиться в России появления принципа "в роуминге как дома". Кроме того, у всех операторов уже есть тарифы или тарифные опции, нивелирующие национальный роуминг. К слову, в Европе инициатива Еврокомиссии Roam Like at Home, которая позволяет жителю одной страны Евросоюза при поездках в другие страны ЕС получать услуги сотовой связи по домашнему тарифу, стартовала 15 июня 2017 года.

Другое дело, что полная отмена национального роуминга на уровне закона может привести к тому, что операторы увеличат цены на основные услуги для того, чтобы компенсировать выпадающие доходы. Представители одного из операторов "большой тройки", например, уже говорили о том, что введение единой стоимости звонка или SMS по всей стране неизбежно приведет к выравниванию тарифов не по самому низкому уровню. Не исключено, что перераспределение расходов произойдет в том числе за счет абонентов, которые вовсе не путешествуют по стране.

Несмотря на то что объемы средств, получаемых от национального роуминга, не являются значительной статьей доходов для российских операторов мобильной связи (например, в пояснительной записке к законопроекту приводится цифра "не более 1,5% от общего объема получаемых доходов"), то, что операторы не в восторге от законопроекта - вполне предсказуемая реакция.

Доходы мобильных операторов уже давно не растут значительными темпами, а у некоторых и вовсе наблюдается снижение рублевой выручки. ARPU у операторов на российском рынке - значительно ниже, чем в странах Европы, и вовсе не идет ни в какое сравнение с теми же Соединенными Штатами.   

Если к этому добавить неопределенность, связанную с объемами затрат на реализацию так называемого закона Яровой, а также то, что не за горами появление стандарта сетей мобильной связи пятого поколения (5G) - а на строительство таких сетей тоже потребуются инвестиции, - становится понятно, что сейчас для операторов любой, пусть даже и незначительный доход, имеет значение. С этой точки зрения отмена национального роуминга добавит операторам головной боли в раздумьях о том, откуда взять средства на поддержание и развитие инфраструктуры.