© ComNews
19.06.2017

Сбербанк впервые осуществил доставку наличных денег при помощи беспилотного летательного аппарата. Специальный дрон перевез груз, преодолев дистанцию в 10 км со скоростью 180 км/ч. При этом в Сбербанке отмечают, что будут продолжать испытания по доставке наличных денег посредством дронов.

Как сообщил на своей странице в Facebook первый зампред председателя правления Сбербанка Лев Хасис, в пятницу специальный дрон Сбербанка "в рамках пилотного проекта осуществил успешную реальную доставку наличных денег из кассового центра до инкассаторского автомобиля со скоростью около 180 км/ч". Дистанция, которую преодолел аппарат, составила 10 км.

Лев Хасис поздравил с успешным испытанием зампреда правления Сбербанка Станислава Кузнецова и Центр управления налично-денежным обращением (ЦУНДО) Сбербанка и сообщил: "Важный день в жизни инкассации Сбербанка. Будем продолжать испытания".

Пресс-служба Сбербанка не предоставила комментариев и подробностей о проекте.

Ранее, в мае, глава Сбербанка Герман Греф сообщал о тестировании доставки денег с помощью беспилотников. "Речь идет о доставке наличности в спецконтейнерах. Если контейнер с деньгами попадает не по назначению, он запрограммирован на впрыск соответствующей краски, превращающей наличность в обыкновенную бумагу. Эта функция управляется дистанционно", - пояснил передает его словава ТАСС.

Опрошенные ComNews представители ведущих банков России воздержались от комментариев.

Интерес к беспилотным летательным аппаратам проявляли и компании из других сфер. Например, осенью 2015 г. оператор мобильной связи Yota (ООО "Скартел") начал проект по доставке SIM-карт дронами. В специальных местах (Yotaport), установленных в четырех точках Москвы, пользователи могли подключиться к Yota. Сначала нужно было самому прийти к Yotaport с паспортом, там сотрудник Yota помогал заполнить и подписать заявление на оказание услуг, а потом вызывал "летающего курьера", который появлялся через пару минут. База летательных аппаратов вместе с SIM-картами располагалась в соседнем здании, в нескольких сотнях метров (см. новость ComNews от 3 сентября 2015 г.). Однако уже весной 2016 г. оператор остановил проект из-за изменений в законодательстве, регулирующих использование беспилотников. Они повлияли на стоимость доставки дронами: она выросла более чем в два раза, и это сделало проект экономически неэффективным (см. новость ComNews от 13 апреля 2016 г.).

Как сообщила в пятницу корреспонденту ComNews PR-директор федерального мобильного оператора Yota Ольга Алексеева, оператор рассматривает возможность продолжения эксперимента и доставки SIM-карт дронами не только в Москве, но и в других городах России. "Средняя стоимость доставки SIM-карт с помощью дрона составила 400 руб. По нашей оценке, открытие одной точки для дронов стоит дешевле, чем открытие одной розничной точки. А доставка с помощью дронов дешевле доставки курьером, которая обходится в Москве в 500 руб.", - отметила она.

По словам руководителя департамента разработки беспилотных транспортных средств Cognitive Technologies Юрия Минкина, законодательство сейчас дает возможность реализовывать проекты по доставке различных грузов беспилотниками. Критические ограничения в этом плане были сняты с подписанием закона, вносящего изменения в Воздушный кодекс РФ. Ранее любые беспилотники тяжелее 250 грамм должны были регистрироваться в качестве летательного аппарата, что, разумеется, препятствовало коммерческому освоению технологий доставки с помощью дронов. Согласно актуальной итерации закона, вступившего в силу 4 июля 2016 г., регистрации в качестве альтернативного летательного аппарата подлежат только дроны тяжелее 30 кг. Это в основном сельскохозяйственные и военные беспилотники. Для остальных воздушное пространство открыто.

"Будущее, разумеется, за беспилотной доставкой. Любая технология в области доставки, которая исключает или сводит к минимуму влияние на процесс человеческого фактора, по умолчанию более эффективна", - подчеркнул Юрий Минкин. Однако, на его взгляд, есть несколько серьезных факторов, препятствующих освоению воздушных беспилотных технологий доставки в России. Это воздушное пиратство, риск потери беспилотника, а также грузоподъемность.

Он уточнил, что Cognitive Technologies занимается разработкой ADS (Automated Driving System), которые управляют беспилотниками. "Этот сегмент рынка будет пользоваться высоким спросом у почтовых и логистических операторов: даже при весьма высокой стартовой стоимости самого аппарата он способен экономить средства перевозчика, так как любая междугородная доставка содержит в себе от 20% до 40% оплаты труда водителя", - говорит Юрий Минкин.