Мария Андреева
© ComNews
06.06.2017

ВТБ24 завершил перевод бизнес-процессов продаж и обслуживания на новую модульную ИТ-платформу. В банке отметили, что по результатам внедрения новой платформы ВТБ24 удалось сократить время операционной эффективности по подбору продукта на 70%, оформлению вкладов - на 40%, заведению заявок - на 20%, по выдаче карт - на 55%. Эксперты предположили, что совокупная стоимость создания такого решения измеряется десятками миллионов долларов.

Как рассказал вчера представитель банка, программа перехода на новую ИТ-платформу заняла пять лет (2012-2016). "Установка бизнес-функциональности и постепенный переход на новую ИТ-архитектуру проходил поэтапно при помощи релизного подхода - три-четыре релиза в год", - уточнили в ВТБ24.

По словам представителей банка, комплекс новых систем обладает высокой надежностью и производительностью, позволяет банку существенно повысить качество и скорость обслуживания клиентов, реализовывать в системах новые продукты и сервисы в срок от одного до трех месяцев, а также обеспечивать высокую доступность ИТ-сервисов.

В разговоре с корреспондентом ComNews директор департамента банковских и информационных технологий ВТБ24 Сергей Русанов отметил, что комплекс систем, внедренных в рамках программы "Новая автоматизированная банковская система" (НАБС), обладает консолидированной мастер-информацией о клиентах, их продуктах и возможных предложениях, включает в себя систему "единого окна" продаж и обслуживания клиентов сотрудниками фронт-линии и контакт-центра и объединяет в себе несколько проектов.

Среди таких проектов Сергей Русанов обозначил единое фронтальное решение на базе Siebel CRM, автоматизированную банковскую систему (АБС) FIS Profile, мастер-клиентский справочник на базе Master Data Management (MDM; системы от Oracle), кредитный конвейер для физических и юридических лиц на базе решений от FICO - компании Fair Isaak. Кроме того, новая ИТ-платформа включат в себя интеграционную сервисную шину УСБС (универсальный слой банковских сервисов; фронт, мидл и бэк-компоненты на базе Oracle SOA Suite и Oracle Fusion Middleware), систему операционного обслуживания и расчетно-кассовый модуль на решении Spectrum. Помимо этого, комплекс систем объединил такие проекты, как корпоративное хранилище данных и аналитический CRM на базе программно-аппаратного комплекса от Teradata и мобильный и интернет-банк.

"По результатам внедрения новой платформы ВТБ24 удалось сократить время операционной эффективности по подбору продукта на 70%, оформлению вкладов - на 40%, заведению заявок - на 20%, по выдаче карт - на 55%", - рассказал представитель банка.

Сергей Русанов также отметил, что все системы разрабатывались сторонними разработчиками. Поддержка первой и второй линии осуществляется ИТ-службой ВТБ24. "Собственно разработкой в разные периоды программы занималось от 50 до 200 разработчиков. Проектные команды программы, включая партнеров, в отдельные периоды насчитывали до 1000 человек", - добавил он.

По словам Сергея Русанова, для эффективного управления и координации рабочих групп ИТ в банке существенно была изменена организационная структура. "Были собраны и переподчинены технологи и руководители проектов в рамках одного блока, создано управление тестирования и внедрения, изменен процесс поддержки и сопровождения информационных систем. Все это в итоге сыграло весомую роль при реализации комплексных программ", - пояснил он.

Сергей Русанов сказал, что в текущем режиме будут дорабатываться все элементы внедренной ИТ-платформы. "Методология разработки Agile, в соответствии с которой мы перестроили программы управления ИТ-проектами, - основа дальнейшего развития платформы. Мы создали более 10 новых команд, что в рамках перехода на Agile позволило ускорить производственные процессы и быстро, практически каждый месяц, внедрять новые решения для наших клиентов", - добавил он.

"Есть еще небольшая часть процессов продаж и обслуживания по трем группам продуктов, перевод которых на новую платформу мы планируем в 2017 г. Это также важно, поскольку эти продукты вносят существенный вклад в бизнес банка. Кроме этого, впоследствии в объединенном банке планируются замены АБС Главной книги и расчетов, которыми мы завершим технологическое перевооружение розничной платформы", - поделился с корреспондентом ComNews Сергей Русанов.

Сергей Русанов считает, что реализация программы НАБС на горизонте ближайших 10 лет позволит увеличить в три-пять раз как транзакционные объемы бизнеса, так и объемы по количеству активных клиентов вплоть до 30 млн человек, повысить операционную эффективность, снизить издержки и перевести существенное количество целевых операций из отделений в удаленные каналы.

"Новая архитектура масштабируется и эксплуатируется вкупе с созданной в банке системой комплексного мониторинга (КСМ), позволяющей обеспечивать необходимую бизнес-доступность и производительность систем, что особенно важно, учитывая их новизну, - прокомментировал Сергей Русанов, отметив, что на новой ИТ-платформе банка работает более 25 тыс. сотрудников. Весь бизнес банка по ключевым продуктам - кредитам, депозитам, картам, договорам комплексного обслуживания - все продается и оформляется в ней".

Директор по развитию бизнеса "Техносерв Консалтинга" Сергей Степаненко отметил, что представленный проект ВТБ24 является очень масштабным.

"Все составляющие НАБС являются глобальными и долгоиграющими, как с точки зрения базового внедрения, так и с точки зрения своего развития и поддержки", - считает эксперт.

Сергей Степаненко напомнил, что у "Техносерв Консалтинга" есть совместный проект с ВТБ24 - собственное разработанное решение "Безбумажный офис" и перевод всего фронт-офиса банка на передовой пользовательский интерфейс Open UI.

"Мы не принимали участия в этом проекте, поэтому можем судить о ситуации лишь по информации из открытых источников. Полагаю, что совокупная стоимость создания такого решения измеряется десятками миллионов долларов и в рублях превысила несколько миллиардов за пять лет", - рассказал вчера корреспонденту ComNews директор по бизнес-приложениям компании "Крок" (ЗАО "КРОК инкорпорейтед") Максим Андреев.

По мнению Максима Андреева, пять лет - колоссальный срок для информационных технологий, и за это время лидеры на рынке по определенным направлениям сменились.