Валерий Кодачигов
15.05.2017

В 2016 г. российские клиенты потратили на продукты и услуги, связанные с интернетом вещей (Internet of Things, IoT), 85 млрд руб. (или около $1,2 млрд).

За прошлый год их расходы выросли на 42%, а еще годом ранее – на 58%. Это следует из отчета исследовательской компании AC&M Consulting. При этом доходы российских операторов от обслуживания интернета вещей составили 7,6 млрд руб. – на 25% больше, чем в 2015 г., отмечают аналитики. В 2015 г. доходы операторов от IoT выросли почти на 30%.

Интернет вещей – это среда, в которой различные устройства, такие как датчики и системы удаленного контроля, приборы учета, средства мониторинга автотранспорта, даже бытовые приборы (вроде утюгов и холодильников), взаимодействуют друг с другом без участия человека. По данным Ovum, на которые ссылается AC&M Consulting, в мире в 2016 г. насчитывалось 372 млн работающих в интернете вещей устройств против 309 млн годом ранее. При этом мировой рынок интернета вещей вырос в 2016 г. по отношению к предыдущему году на 20% до $36 млрд.

Операторы позиционируют себя как главную движущую силу развития IoT в России и широко рекламируют свои масштабные проекты: сеть оповещения об аварийных ситуациях на транспорте "ЭРА Глонасс", систему тарификации грузового транспорта "Платон", решения по контролю за распределительными сетями в МРСК Северо-Запада и МОЭК, отмечает управляющий партнер AC&M Consulting Михаил Алексеев. В конце 2015 г. бывший президент "Ростелекома" Сергей Калугин направил президенту России Владимиру Путину письмо, в котором, в частности, говорилось, что госоператор готов сыграть ведущую роль организатора консорциума индустриального интернета (разновидность IoT), а также оператора инфраструктуры индустриального интернета.

Но на практике рынок IoT формируют не операторы, а многочисленные разработчики специфических программных продуктов и компании, адаптирующие их к индивидуальным условиям и задачам существующих программных платформ, следует из отчета AC&M Consulting. В 2016 г. оборот этого сегмента рынка составил 49 млрд руб. и, если существующая тенденция сохранится, выручка системных интеграторов, специализирующихся на IoT-решениях, уже в 2017 г. вырастет до 80 млрд руб., а к 2020 г. превысит 300 млрд руб., прогнозируют ее аналитики.

Опрос потенциальных клиентов IoT, проведенный AC&M Consulting, свидетельствует, что более половины из них хотели бы видеть в качестве единственного поставщика IoT-решения специализированную компанию, утверждает Алексеев. Они опасаются, что крупные федеральные операторы не смогут проявить достаточную гибкость и индивидуальный подход в работе с каждым корпоративным клиентом, рассказывает он.

С точки зрения разработчиков и интеграторов, IoT действительно очень интересный рынок с большим потенциалом роста, считает представитель IT-интегратора "Техносерв" Екатерина Андреева. "Техносерв", в частности, ведет проекты в сфере "безопасного города", ЖКХ, проекты в промышленности, рассказывает она.

В I квартале 2017 г. выручка "Вымпелкома" от услуг, связанных с обслуживаем интернета вещей, выросла более чем на 22%, сравнимо выросло и количество устройств, говорит его представитель Анна Айбашева. Потенциал развития таких сервисов она видит в проектах на транспорте, в сегменте умного города и умной энергетики, сельского хозяйства и телемедицины. Остальные операторы показатели, связанные с доходами от этого сегмента, не раскрывают. На конец 2016 г. на долю МТС приходилось 43% российских sim-карт для межмашинной (m2m) связи, на "Мегафон" – 35%, на "Вымпелком" – 19%, отмечает представитель МТС Дмитрий Солодовников, ссылаясь на данные AC&M Consulting. МТС развивает IoT совместно с дочерней компанией "Энвижн груп", говорит он. У "Мегафона" более 3,9 млн m2m sim-карт, что составляет 5% его общей абонентской базы, рассказывает представитель оператора Юлия Дорохина. Свою долю по количеству подключений в этом сегменте на начало 2017 г. оператор оценивает в 37%. У "Мегафона" есть опыт интеграции высокотехнологичных решений для различных отраслевых проектов – например, системы умного мониторинга электроподстанций "Россетей", рассказывает Дорохина. Оператор планирует расширять линейку IoT-услуг для частных и корпоративных клиентов, говорит она.