Мария Андреева
© ComNews
15.05.2017

На прошлой неделе проект программы "Цифровая экономика" был направлен на рассмотрение в правительство РФ. В Минкомсвязи отметили, что проект был доработан с учетом замечаний, полученных от ведомств. Ожидается, что итоговую версию программы "Цифровая экономика" Минкомсвязи презентует в июне текущего года.

Об этом корреспонденту ComNews рассказали в пресс-службе ведомства. Напомним, в декабре прошлого года президент РФ Владимир Путин поручил правительству страны и своей администрации совместно разработать и утвердить программу "Цифровая экономика" до 1 июня 2017 г.

Позднее глава правительства РФ Дмитрий Медведев дал указание ряду министерств (Минкомсвязи, Минэкономразвития, МИД России, Минфину, Минпромторгу, Минобрнауки) и министру РФ по вопросам Открытого правительства Михаилу Абызову с участием Экспертного совета при правительстве России и АНО "Аналитический центр при правительстве Российской Федерации" разработать и утвердить программу "Цифровая экономика" до 11 мая 2017 г.

В пресс-службе Минкомсвязи на прошлой неделе рассказали ComNews, что проект программы был отправлен в правительство в срок, 11 мая. "Проект был доработан с учетом замечаний, полученных от ведомств", - добавили в пресс-службе ведомства.

Как ранее заявлял глава Минкомсвязи Николай Никифоров, программа "Цифровая экономика" включает в себя восемь направлений. Это законодательная и регуляторная среда, кадры и образование, цифровое здравоохранение, инфраструктура, информационная безопасность, научные исследования и разработки, "умный город", система управления и госуправление. В начале мая Николай Никифоров рассказал, кто курирует каждое из этих направлений (см. новость ComNews от 4 мая 2017 г.).

В проекте программы "Цифровая экономика" (копия документа есть в распоряжении ComNews) прописаны основные цели и задачи, которые к 2024 г. должны привести к достижению запланированных показателей. Для управления развитием цифровой экономики сформирована дорожная карта, где прописан основной план мероприятий.

Что касается направления "Государственное регулирование", то авторы проекта программы отметили, что в 2018 г. должны быть сняты правовые ограничения для развития цифровой экономики в отдельных отраслях законодательства. К этому же сроку планируется гармонизировать подходы к нормативному правовому регулированию, способствующие развитию цифровой экономики на пространствах Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Кроме того, в данном направлении прописано, что в 2018 г. предлагается установить налоговые и иные льготы для организаций, осуществляющих деятельность, связанную с развитием современных технологий, сбором и использованием данных.

Планируется, что в 2019 г. будет подготовлена концепция, а в 2020 г. будет принят базовый федеральный закон, регулирующий отношения, возникающие в связи с развитием цифровой экономики. Закон в числе прочего призван определить основные понятия и принципы правового регулирования цифровой экономики, особенности осуществления основных видов деятельности в цифровой экономике, права и обязанности ее участников, виды и объекты правоотношений, юридические факты, обуславливающие их возникновение, виды ответственности субъектов правоотношений в цифровой экономике и механизмы ее реализации, а также механизм применения особых правовых режимов для стимулирования развития цифровой экономики и вопросы юридической значимости цифровых данных, в том числе применительно к документам на бумажном носителе, а равно к другим цифровым данным.

Кадрам и образованию будет уделено особое внимание. Ожидается, что в 2020 г. будут обеспечены ресурсами и согласованно работать структуры и механизмы общего, профессионального, дополнительного образования в интересах цифровой экономики. А в 2024 г. кадровый потенциал цифровой экономики должен быть постоянно обновляемым.

Авторы проекта программы "Цифровая экономика" в направлении "Исследования и разработки" описали, что в 2020 г. будет создано не менее трех цифровых платформ для исследований и разработок (ИиР), демонстрирующих стабильный кратный рост числа подключенных участников и снижение стоимости их подключения. В рамках цифровых платформ будут сформированы центры компетенций, работа которых основана на сетевом принципе организации взаимодействия ведущих вузов, научных организаций, компаний.

В 2024 г. будет создано не менее 10 цифровых платформ для ИиР. "Будут созданы и успешно функционировать не менее 10 компаний-чемпионов в области "сквозных" технологий, конкурентоспособных на глобальных рынках за счет успешного использования результатов исследований и разработок", - говорится в документе.

Ряд положений направления "Информационная инфраструктура" касается ожиданий, связанных с изменениями в нормативно-правовой базе. Например, планируется принятие в 2019 г. законов, регулирующих использование технологий Интернета вещей, blockchain и Big Data и развертывание сетей 5G. Кроме того, дорожная карта направления "Информационная инфраструктура" предполагает, что к 2020 г. все федеральные автомобильные дороги будут покрыты сетями связи с возможностью беспроводной передачи данных. В этом же году сети связи 5G должны быть внедрены во всех городах с численностью населения более 1 млн человек.

К 2025 г. высокоскоростной Интернет проведут во все населенные пункты России, в которых проживает более 1 тыс. человек, и цена на него будет составлять не более 0,05% от среднего заработка.

В направлении "Цифровая безопасность" авторы проекта программы "Цифровая экономика РФ" предложили законодательно закрепить правовой статус цифровых сервисов (в том числе интернет-сервисов), предоставляющих услуги российским пользователям, определить требования к их функционированию (агрегаторы предложений товаров, онлайн-реклама, аудиовизуальные и коммуникационные сервисы).

Одной из инициатив данного направления также станет введение в 2019 г. в эксплуатацию государственной системы деперсонализации (обезличивания) данных, подлежащих массовому сбору, хранению и передаче по сетям связи общего пользования.

Согласно проекту программы "Цифровая экономика", в 2020 г. все органы власти перейдут на электронный документооборот. Эта инициатива прописана в направлении "Государственное управление".

Кроме того, к 2024 г. должен быть осуществлен переход на дистанционное взаимодействие с государством. "Государственные и муниципальные услуги для граждан и организаций предоставляются на основании данных государственных информационных систем, в проактивном режиме (с согласия заявителя), в реальном времени и по экстерриториальному принципу, в составе жизненных и деловых ситуаций, в том числе с использованием коммерческих сервисов, издержки организаций", - написано в документе.

По проекту программы "Цифровая экономика", в 2018 г. будет утверждена концепция "50 "умных" городов России" и план ее реализации. А в 2020 г. в пяти российских городах планируется организовать опытную эксплуатацию беспилотного общественного транспорта.

"В 2024 г. не менее 50 млн граждан РФ будут проживать в "умных" городах, в которых осуществлено массовое внедрение киберфизических систем в управление городскими ресурсами. Анализ информации, поступающей с дистанционных приборов учета ресурсов, позволит снизить их потери на 5%", - говорится в проекте. Помимо этого, Россия должна войти в десятку признанных лидеров построения и развития "умных" городов.

Последнее направление - "Здравоохранение" - предполагает, что в 2018 г. будут сформированы основы системы государственного регулирования цифрового здравоохранения. "Внедряемые цифровые сервисы интегрируются с ЕГИСЗ (Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения), к которой подключено большинство медицинских организаций", - уточняется в документе.

К 2020 г. будут созданы основные элементы экосистемы цифрового здравоохранения, в том числе разработаны прототипы интеллектуальных систем поддержки принятия врачебных решений на основе анализа информации. Кроме того, до 2025 г. россиян должны обеспечить доступной медицинской помощью по месту требования, соответствующей критериям своевременности, персонализации, превентивности, технологичности и безопасности.

По словам директора по проектной деятельности Института развития Интернета (ИРИ) Арсения Щельцина, ключевая цель цифровой экономики - это не просто использование информационных технологий во всех отраслях или модные слова в бюджете, это именно развитие общественного и делового климата в России.

"Многие планируемые к 2025 г. показатели выглядят очень оптимистично, но это ровно то, к чему мы должны стремиться", - поделился Арсений Щельцин. Он добавил, что вне зависимости от итога программы понятно, что реализовать предлагаемые меры экономически целесообразно. "Некоторые уже реализуются за счет других программ и деятельности Госдумы и правительства. Не стоит забывать про региональную составляющую, ведь именно субъекты России в цифровой экономике будут играть важную роль в становлении информационных технологий в госуправлении, здравоохранении, безопасности, умных городских сервисах", - резюмировал Арсений Щельцин.

Как отметил в разговоре с корреспондентом ComNews заместитель директора по технологическому развитию Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) Сергей Алимбеков, программа в нынешнем виде не решает вопроса создания условий для развития цифровой экономики. "В разработанном документе фактически нет экономики, по сути он - о развитии телекоммуникаций, а не о социально-экономическом развитии страны. Обойден вниманием вопрос того, какую роль цифровизация и связанные с ней активности должны сыграть в экономике России в интересах общества, бизнеса, инвесторов", - отметил он.

Сергей Алимбеков уточнил, что тема инфраструктуры цифровой экономики и ее развития в масштабах страны не раскрыта. "Есть существенная разница между старой и новой инфраструктурами, о которых вовсе не упоминается в программе. К примеру, разработчики детально подходят к функционированию центров обработки данных, но шаги для развития инфраструктуры данных не проработаны", - рассказал представитель ФРИИ.

Кроме того, добавил он, не решен важный вопрос совместимости, взаимодействия, обеспечения связности систем и данных в цифровой экономике.

"В документе зафиксирована возможность ее обеспечения за счет ГИСов (государственная информационная система - Прим. ComNews), но о платформах в контексте инфраструктуры цифровой экономики речь идет лишь о создании неких условий для исследований. Создание единых протоколов, стандартов и технологий проработано только в контексте метрологии", - рассказал Сергей Алимбеков.

По его словам, для развития цифровой экономики требуется развитие цифровой инфраструктуры. Особый акцент должен быть на развитии сетей связи и хранения информации, уже существующих сегодня. Одновременно, добавил Сергей Алимбеков, нужно создавать и инфраструктуру данных, развивать такие технологические решения, как искусственный интеллект, виртуальная реальность, большие данные, идентификация вещей и людей, Интернет вещей, ГИС, распределенный реестр.

Представитель ФРИИ отметил, что в программе указаны показатели, которые фактически уже достигнуты, либо их достижение возможно и без внедрения мер программы цифровой экономики. "К примеру, показатель вхождения технологических компаний в топ-20 работодателей - уже свершившийся факт. ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС), ПАО "МегаФон", "Яндекс", SAP - в лидерах мирового рынка. Другой пример: доля государственных услуг в электронном виде должна составить 80%, а сегодня электронный документооборот с государством составляет 100%", - рассказал Сергей Алимбеков.

Эксперт считает, что для успешной реализации программы требуется взвешенный методологический подход к ее формированию, содержательная проработка технических проблем, которые стоят во всех отраслях экономики. "Необходимо привлечь к разработке документа все заинтересованные органы власти и отраслевые сообщества. На этом этапе - это острый вопрос, без его решения приступать к реализации программы бессмысленно", - заключил он.