Мария Андреева
© ComNews
03.05.2017

В России растет доля покупателей, предпочитающих оплачивать товары при получении курьером, а не онлайн. Интернет-магазины отмечают, что доля первых со временем будет расти. Однако эксперты считают это временным трендом, так как в среднем оплачивать товары прямо на сайтах российских интернет-магазинов предпочитают уже 30% клиентов.

Предпочтения россиян при совершении покупок онлайн в I квартале 2017 г. проанализировали SPSR Express (ООО "СПСР-Экспресс"), Qiwi и LeRee (Russia and Eastern Europe - дочерняя компания глобального холдинга LeEco). Согласно их исследованию, число тех, кто предпочитает оплачивать заказы непосредственно при получении, выросло в полтора раза по сравнению с концом 2016 г. В качестве объекта исследования компании выбрали интернет-магазин Le.ru на торговой платформе LeRee, в котором в конце прошло года была запущена услуга "Оплата при получении заказа".

"Так, за период с января по март текущего года опцией оплаты при доставке от Qiwi в интернет-магазине Le.ru воспользовалось 73% покупателей, остальные 27% выбрали предоплату заказа на сайте. Для сравнения: в ноябре-декабре 2016 г. соотношение покупателей, выбирающих между этими двумя опциями оплаты, было почти равное (49,5% и 50,5% соответственно)", - отмечается в исследовании SPSR Express, Qiwi и LeRee. В исследовании указано, что, даже когда товар доставлен клиенту курьером, только 12% покупателей выбирают оплату банковской картой, 82% предпочитают оплату наличными. "Мы ожидаем, что количество оплат банковской картой при получении заказов через курьера будет расти. Это общемировой тренд, однако в среднесрочной перспективе мы можем продолжить наблюдать доминирование оплаты наличными в России", - поделился с корреспондентом ComNews директор по развитию бизнеса SPSR Express Алекс Борисов.

В пресс-службе ретейлера "М.Видео" с СomNews поделились, что доля безналичных платежей при покупках в "М.Видео" растет примерно на 4-5 процентных пункта в год. "И эта положительная динамика будет сохраняться, в том числе за счет развития и популяризации мобильных платежей с помощью технологий Apple Pay, Samsung Pay, в перспективе - и Google Pay", - рассказали в компании.

В компании "Связной" сообщили, что доля оплат банковской картой при получении товара в общем объеме заказов по сравнению с прошлым годом выросла на 7%. При этом, несмотря на то что самой популярной у покупателей являются оплата наличными и банковской картой при получении, доля pre-paid-заказов на сайте ретейлера растет. В 2016 г. в "Связном" она увеличилась на 20%. "На наш взгляд, с ростом доверия к интернет-покупкам будет увеличиваться и число клиентов, которые готовы оплатить товар непосредственно в момент приобретения в интернет-магазине - оплата товара на сайте или предоплаченный заказ, - и мы сейчас наблюдаем эту тенденцию в "Связном", - сказали представители ретейлера.

В пресс-службе Ozon.ru отметили, что в настоящий момент у компании более 45% продаж оплачивается на сайте, а 55% - при получении. 

В ассоциации "Электронные деньги" (АЭД) ожидают, что использование безналичных способов оплаты будет продолжать расти. "Статистика Центрального банка показывает, что объем платежей только с помощью банковских карт каждый год прирастает на 30-40%, по числу операций - примерно на 45%. В 2016 г. клиенты на 20% чаще использовали электронные кошельки, чем в 2015 г. Мы не видим причин, по которым динамика безналичных способов оплаты в ближайшие годы будет снижаться", - рассказали в АЭД.

Как отметил исполнительный директор АЭД Павел Шуст, российская экономика остается преимущественно наличной, к тому же в стране еще недостаточно высок уровень доверия к интернет-магазинам. При этом, отметил он, в России неплохо развит рынок электронных платежей. "В то же время я бы не стал воспринимать рост безналичных платежей как нечто само собой разумеющееся. На нашем рынке очень важно стимулировать конкуренцию, устранять барьеры для внедрения инноваций - в первую очередь за счет введения продуманного, сбалансированного законодательства", - поделился Павел Шуст.

Председатель комитета по стандартизации Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Александр Логунов в разговоре с корреспондентом ComNews также отметил, что в России еще нет достаточного доверия к интернет-магазинам. Кроме того, люди не выбирают оплату онлайн еще и потому, что возврат товара, приобретенного онлайн, - это очень тяжелая процедура. По его словам, то, что люди все больше оплачивают товар наличными при получении, - это временный тренд. Таким показателям свойственно время от времени меняться. "В среднем 30% покупателей в России оплачивают товар на сайте, и в дальнейшем этот показатель будет только расти", - резюмировал Александр Логунов.