Дмитрий Петров: "Единственная действенная стратегия оператора в отношении поставщиков OTT-сервисов – ​наладить с ними партнерское взаимодействие, а не пытаться конкурировать"
27.03.2017

Генеральный директор ООО "Комфортел" Дмитрий Петров в беседе с корреспондентом "Стандарта" дал оценку основным тенденциям развития российского телеком‑рынка и рассказал о планах компании.

- Как вы оцениваете ситуацию на российском телеком-рынке? Какие тенденции можете выделить?

- Главная тенденция на телеком-рынке – ​ужесточение конкуренции операторов связи. Портфель услуг у всех операторов более-менее одинаковый, поэтому конкуренция вышла за пределы технологической и ценовой плоскостей, превратившись в битву за лояльность клиентов.

Большинство операторов (особенно большинство крупных операторов) отмечают, что рынок перестал расти. Но финансовые итоги нашей компании за прошлый год идут вразрез с данной тенденцией. В 2016 году выручка "Комфортел" выросла в полтора раза.

Увеличение количества различных облачных услуг и повышение уровня их востребованности привели к тому, что практически для любой компании связь превратилась в критически важную услугу. Раньше все корпоративные сервисы находились внутри сети клиента, и если пропадал Интернет, то ничего страшного не происходило – ​работа не останавливалась. Сейчас, когда большинство сервисов уходит в облако, а ПО распространяется по подписке, как только Сеть падает – ​у компании останавливается бизнес. Это привело к тому, что требования к надежности и отказоустойчивости сервиса существенно возросли.

Еще одна особенность – ​рынок замер в ожидании принятия окончательных поправок к так называемому закону Яровой. Пока это очень опасный и слабо проработанный закон, полезность которого, мягко говоря, неочевидна – ​из-за избыточности прописанных в нем требований. Заставлять оператора хранить абсолютно все данные, передаваемые по Сети, в век, когда 80 % трафика составляет видео, а DDoS-атаки измеряются терабитами, – ​глупость.

К сожалению, до сих пор не появилось ни одного документа, где было бы четко разъяснено, какую именно информацию необходимо хранить. Если обязать оператора хранить весь трафик в течение шести месяцев (как предусматривает закон в существующем виде), то его расходы на это будут сопоставимы с выручкой за несколько лет. Даже если примут поправки, в которых определят, что видео, торренты и прочий мусор хранить не нужно, останется около 10 % от общего объема трафика. Это все равно будет стоить оператору суммы, сопоставимой с годовой прибылью.

Если государство хочет обеспечивать безопасность, оно должно выделить средства из бюджета и за счет них делать то, что считает нужным. Вообще, все, что касается госбезопасности, должно делаться секретно, без выноса на всеобщее обсуждение и обозрение. Сейчас злоумышленники узнают о том, каким будет механизм обеспечения защиты, и обязательно найдут в нем лазейки. Если бы государство само, не привлекая весь рынок, построило систему безопасности, об особенностях работы которой никто не знает, она стала бы эффективным антитеррористическим механизмом.

- За счет чего удается развиваться вашей компании?

- В первую очередь за счет коллектива, который трудится в "Комфортел". Ничто не происходит само собой – ​все делают люди. Мы собрали толковых специалистов, и в ряды компании регулярно вливаются новые сотрудники. Так что все наши достижения – ​следствие слаженной и целеустремленной работы профессиональных связистов.

Я не говорю, что в других компаниях работают плохие специалисты. Это не так. Просто зачастую их не оценивают как основной актив, на котором строится благополучие и успешность бизнеса, а это совершенно неправильный подход. На конкурентном рынке ключевое значение имеют люди, а не технологии или капитал.

Другая особенность "Комфортел" – ​акцент на профессионализме построения и развития сети, на организации качественного функционального сервиса для клиентов. Возможно, у нас не такой удобный личный кабинет, как у крупнейших операторов, и не настолько большой колл-центр, чтобы обрабатывать огромное количество входящих звонков, но мы фокусируемся на том, чтобы обеспечить предельный уровень качества и надежности сервиса.

- Кроме оказания услуг связи, "Комфортел" занимается системной интеграцией, а также инфраструктурными проектами. Каковы результаты на данных направлениях?

- Мы не системный интегратор в классическом понимании. Как оператор связи "Комфортел" занимается интеграцией ИТ-сервисов клиента с нашими телекоммуникационными услугами. Рынок внес свои коррективы, и мы одними из первых осознанно пошли этим путем, признав, что наша зона ответственности не заканчивается на стадии подключения порта коммутатора. Сервис должен работать, как обеспечивается его надежность – ​клиентов не касается.

"Комфортел" в 2016 году выиграл конкурс на обеспечение проводной связью и интеграцию слаботочных инженерных систем на чемпионате мира по хоккею. Выполнение данного проекта стало огромным достижением и закалило нас как системного интегратора.

Для "Комфортел" это был не первый подобный проект, но самый масштабный. Объем, уровень и диапазон поставленных задач был колоссальный. Но команда "Комфортел" прекрасно справилась, получила отличные отзывы и высокую оценку проделанной работы от заказчиков и пользователей.

- Получив опыт работы на крупном спортивном мероприятии, не планируете ли предложить услуги Оргкомитету "Россия-2018", который отвечает за подготовку и проведение Кубка конфедераций 2017 года и чемпионата мира по футболу 2018 года?

- Пока мы никаких действий в этом направлении не совершали, но если увидим интересную для себя задачу и сможем поучаствовать в конкурсе, то обязательно это сделаем.

Во время участия в проектах по обеспечению услугами масштабных и ответственных мероприятий очень важно, чтобы люди умели четко действовать в случае нештатных ситуаций. Чем крупнее оператор, тем выше шанс, что при возникновении форс-мажора что-то пойдет не так. Дело в том, что в крупных компаниях полномочия изначально не делегируются на нужный уровень и в стрессовых ситуациях люди на местах не могут принять решение без согласования с руководством. Согласование зачастую невозможно получить оперативно, что влияет на скорость устранения проблемы.

- Операторы связи не хотят превращаться в "интернет-трубу" и ищут возможность для получения дополнительных доходов от предоставления новых для себя услуг. Насколько это перспективно, с учетом того что на рынке существует множество бесплатных OTT-сервисов? Могут ли операторы по-настоящему конкурировать с ними?

- Да, все крупные операторы стонут, что не хотят быть "трубой", но мы не видим в этом ничего плохого. "Комфортел" придерживается концепции "умной трубы" – ​качественной, надежной, широкой и разветвленной. Мы запускаем новые услуги и сервисы, но все они организуются вокруг Сети.

Оператор должен качественно обеспечивать базовую услугу, ради получения которой к нему подключились. Рассчитывать брать деньги за трафик в зависимости от его наполнения – ​глупость. Это можно сравнить с тем, что таксисты начали назначать плату за проезд не по определенному тарифу, а в зависимости от того, кого они везут и по какому делу.

Единственная действенная стратегия оператора в отношении поставщиков OTT-сервисов – ​наладить с ними партнерское взаимодействие, а не пытаться конкурировать. Исходя из этого, очень грамотными выглядят действия ПАО "МегаФон", которое заявило о планах покупки Mail.ru. Интеграция крупнейшей группы интернет-сервисов с бизнесом телеком-оператора приведет к синергетическому эффекту, позволит захватить новые ниши рынка и монетизировать совместные сервисы.

- Каковы планы компании на 2017 год?

- Обширные. Мы планируем активнее заняться долевым строительством ВОЛС в Петербурге. "Комфортел" выступает в роли компании, которая обеспечивает строительство магистральных линий связи на определенных участках, и всем желающим операторам предлагает принять в строительстве финансовое участие и выкупить необходимое количество волокон.

Также мы хотим попробовать себя в строительстве кабельной канализации в тех районах города, где она отсутствует или доступ к ней затруднен. Строить собственную канализацию каждому оператору экономически невыгодно. Если это делать сообща – ​можно повысить уровень проникновения качественной связи в новое жилье.

Мы ожидаем, что увеличится количество выходящих на продажу микрооператоров. Многим из них и сейчас работать невыгодно, а с ужесточением законодательных требований и повышением финансовой нагрузки однозначно появится большое количество компаний, перед которыми встанет выбор – ​закрыться или продать бизнес. У "Комфортел" есть опыт таких покупок в 2016 году. Надеюсь, в этом году увеличится количество подобных предложений, которыми компания постарается воспользоваться.

Также в 2017 году "Комфортел" начнет региональную экспансию. Мы присматриваемся к нескольким регионам в европейской части России и изучаем возможности выхода на эти рынки в результате строительства собственной сети, а не покупки местных игроков.