Мария Андреева
© ComNews
17.03.2017

ООО "Транснефть Телеком" (100%-ная "дочка" ПАО "Транснефть") намерено запустить собственную магистральную линию связи по маршруту Москва - Петербург в апреле текущего года. Кроме того, оператор планирует реализовать еще два проекта по строительству магистралей по маршрутам Петербург - Стокгольм и подводного канала Россия - Япония (ПВОЛС по маршруту Находка - Наоэцу).

Об этом в рамках VIII Международной конференции "Transport Networks Russia 2017 - Развитие телекоммуникационных транспортных сетей в России и СНГ" рассказал начальник управления по коммерческому развитию "Транснефть Телекома" Олег Матюшенко. По его словам, на запуск транзита Москва - Петербург от идеи до реализации компании потребовалось около полугода. Проект будет запущен в коммерческую эксплуатацию 1 апреля 2017 г.

В разговоре с корреспондентом ComNews он отметил, что транзит Москва - Петербург - уникальное собственное направление оператора. По сравнению с другими операторами, у которых проложен такой же маршрут, транзит "Транснефть Телекома" проложен через Ярославль. "Магистраль дает немного большие показатели по времени задержки сигнала, чем у других операторов, потому что от Ярославля идет прямая на Петербург. Но уникальна именно своим маршрутом. Кроме того, мы изначально рассчитывали этот маршрут как бюджетный", - поделился Олег Матюшенко.

Ожидается, что магистральная линия Москва - Петербург будет иметь пропускную способность 1 Тбит/с, протяженность - около 800 км, основные параметры интерфейса - STM64/10GE/100GE, а значения задержек RTD (Round Trip Delay) будут равны 11 миллисекундам. По словам Олега Матюшенко, вендором в данном проекте стала компания Coriant. Она была выбрана в результате тендера.

Что касается других направлений, то Олег Матюшенко отметил, что они органически вытекают из существующей инфраструктуры компании "Транснефть".

Так, в планах "Транснефть Телекома" прокладка магистрали от Петербурга до Стокгольма - это строительство подводной кабельной системы "Усть-Луга - Котка", а также наземные переходы Лужайка - Вайниккала и Светогорск - Иматра.

Одним из перспективных направлений в компании видят направление Россия - Япония (ПВОЛС по маршруту Находка - Наоэцу). Как рассказал ComNews Олег Матюшенко, оптика для этого проекта уже есть, осталось только организовать строительство самой магистральной сети. "Переговорив с потенциальными партнерами из Японии, мы поняли, что это перспективное для компании решение по объемам рынка и по объемам удовлетворенного спроса. Япония сейчас для нас - это один из возможных проектов. Сейчас он находится в процессе утверждения менеджментом "Транснефти". Какими параметрами будет обладать этот магистральный маршрут, Олег Матюшенко ответить пока затруднился. Для этого проекта будет объявлен конкурс на выбор поставщика. "Это будет один из игроков, который имеет опыт прокладки подводно-кабельных систем, имеющий опыт работы с такими крупными операторами связи, как ПАО "Ростелеком" и АО "Компания ТрансТелеКом" (ТТК)", - сказал Олег Матюшенко.

Отметим, что в 2008 г. компания "Ростелеком" уже сдала в эксплуатацию ВОЛС протяженностью 1,8 тыс. км между Находкой и Наоэцу (Япония), связавшую сети "Ростелекома" и KDDI Corporation (см. новость ComNews от 7 апреля 2014 г.).

"Компания "Транснефть Телеком" в первую очередь создана для того, чтобы повысить эффективность инвестиций в инфраструктуру "Транснефти". Мы изначально ориентируемся на работу с внешним рынком. Поэтому все проекты, связанные с пересечением границ, - это сугубо коммерческие проекты", - уточнил Олег Матюшенко.

Он отметил, что ценность сети "Транснефть Телекома" состоит в том, что она расположена отдельно от других магистральных сетей. Сеть "Транснефть Телекома" изначально строилась как сеть для обеспечения прежде всего нужд компании "Транснефть". Поэтому система изначально строилась с большим запасом по отказоустойчивости. "Во-первых, система находится в 10-15 м от трубы, а не рядом. Во-вторых, она расположена в отдельной полосе отчуждения, которая еще и регулярно мониторится", - уточнил представитель "Транснефть Телекома".

Олег Матюшенко рассказал ComNews, что для рынка это дает появление новых альтернативных маршрутов, и они часто являются более короткими по задержкам.

Что касается магистрали Москва - Петербург, то он отметил, что эту емкость оператор надеется распродать в течение года. В настоящий момент, помимо запуска нового транзита 1 апреля, в компании делают ставку на международный транзит Европа - Азия и Европа - Китай.

"В 2014 г., когда мы появились на рынке, наша сеть выглядела скромно. Сегодня наша сеть простирается на 16 тыс. км. Построено порядка 200 узлов, а пропускная способность достигает 1 Тбит/с", - отметил представитель "Транснефть Телекома".

Заместитель генерального директора по бизнес-направлению "Телеком" компании ООО "НТО "ИРЭ-Полюс" Виталий Шуб считает, что такие операторы, как "Транснефть Телеком", вынуждены прокладывать волокно вдоль своей инфраструктуры, потому что это нужно для их корпоративных систем связи и для контроля безопасности направления.

"Раньше, когда оптические волоконные сети были низкоскоростными, оператор на тот или иной процент выбирал их пропускную способность для внутренних нужд. Сейчас технологическая потребность такого оператора составляет доли процентов от максимальной пропускной способности оптического волокна. А современное оптоволокно может пропускать от 10 до 20 Тбит/с", - поделился с корреспондентом ComNews эксперт, добавив, что максимальная пропускная способность оптоволокна выше потребности оператора в 20 тысяч раз.

"И если у оператора возникает желание на этом подзаработать, пуская эту емкость в коммерцию, никто ему препятствовать не может", - подчеркнул Виталий Шуб. Он отметил, что такие операторы, как "Транснефть Телеком", не обязаны следовать бизнес-модели телеком-провайдеров, которые живут только на трафике, генерируемом сетями. Операторы таких сетей могут выходить с любыми тарифами, говорит Виталий Шуб, потому что для них это инвестиции, которые они не обязаны окупать. Но для традиционных телеком-операторов они являются ходячим кошмаром.

"Поскольку они являются частью большой экосистемы, они в любом случае рано или поздно будут обращаться к традиционным телеком-операторам за какими-либо услугами. Мне кажется, им выгоднее играть по общим правилам, так как лучше быть членами клуба, а не хулиганами", - считает Виталий Шуб.

Генеральный директор оператора магистральных услуг связи "Раском" Денис Ганза считает, что чем больше предложений на рынке, тем больше различных маршрутов. "На самом деле рынок конкурентный, динамичный. И в количественном соотношении он сам все расставит по местам", - считает он.

Денис Ганза поделился, что помимо "Транснефть Телекома" сети для себя строит и ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС), и ПАО "МегаФон". "Чем больше будет проникновения магистральных сетей в России, тем уровень проникновения Интернета будет больше", - заключил Денис Ганза.