Александр Кондратьев
14.03.2017

Сегодня нормативное регулирование высоких технологий значительно отстает от самих технологий. Это связано с тем, что нормы, касающиеся IT, распределены по большому числу законов и постановлений. Экспертный совет при правительстве России подготовил предложения о новых принципах регулирования отрасли.

Рабочая группа экспертного совета "Связь и IT" подготовила доклад об изменении регулирования высоких технологий. В документе (есть в распоряжении "Известий") говорится, что сейчас сфера связи, информации и информационных технологий управляется множеством законов, принятых в 2003–2006 годах и потом много раз исправленных. Это, например, законы "О связи", "Об информации...", "О персональных данных", "О СМИ", "О государственной тайне", "Об архивном деле", "Об электронной подписи" и др.

— Закон "О связи" был принят в 2003 году. Он рассчитан на регулирование телефонной и телеграфной связи, — привела пример координатор рабочей группы Ирина Левова. — Но сейчас вместо многих сетей развивается единая сеть интернет со множеством сервисов в ней.

В докладе предлагается перейти от такого, отраслевого — "вертикального" — подхода к "горизонтальному": регулировать четыре уровня правоотношений, связанных с передачей и обработкой цифровой информации. Первый уровень — операторы связи. Второй — адресация и идентификация в сети, базовые услуги передачи информации. Третий — сервисы и шифрование информации. Четвертый — контент и авторские права на него.

— Основной массив законодательства о связи и информационных технологиях принят более 10 лет назад, а концепция регулирования сложилась и того раньше. В законы, регулирующие отрасль, внесены десятки поправок, — отметил вице-президент "Ростелекома" Александр Маслов. — И технологии, и рынки кардинально изменились. Необходимость существенного и системного обновления отраслевого законодательства очевидна. Предложенный экспертами подход интересен и, безусловно, имеет право на существование.

Было бы разумно объединить нормы, посвященные отношениям в области связи и интернета, в несколько правовых актов по сферам применения, считает председатель Межрегионального третейского суда Москвы и Московской области Олег Сухов.

— Это помогло бы помочь решить проблему быстрого развития технологий, — уточнил он. — Намного проще вносить изменения в пару законов, чем постоянно пытаться скорректировать множество актов, что в итоге приводит к неизбежному отставанию норм от реальности.

В динамично развивающихся отраслях следует принимать кодифицированные акты, считает адвокат Виктор Наумов (Адвокатская палата Московской области). В кодекс можно вносить изменения по мере необходимости, иначе есть опасность запутаться в различных актах.

— Но кодифицированный акт требует большой работы и не всегда может охватить все разновидности отношений, — признал юрист. — "Горизонтальное" регулирование в данном случае может быть оптимальным.

В Минкомсвязи не предоставили оперативного комментария по поводу предложений экспертного совета.

Сейчас в министерстве обсуждается предложение о создании в России специального Цифрового кодекса, который объединит все нормы, регулирующие высокие технологии и "новую экономику". Автор идеи, интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев, сообщил "Известиям", что экспертный совет при правительстве — удачная площадка для подготовки нового кодекса.