Мария Андреева
© ComNews
14.03.2017

ФГУП "Почта России" оптимизирует управленческий персонал в Московском филиале, перераспределив функции 486 работников в аппаратах управления почтамтов. В "Почте России" отмечают, что высвобождаемые деньги будут направлены на повышение зарплат работникам почтовых отделений. При этом в дальнейшем почтовый оператор планирует распространить данный опыт и на регионы. Эксперты считают оптимизацию логичным действием. ФГУП сможет перераспределить порядка 150 млн руб. в год на повышение зарплат рядовым сотрудникам, то есть индексирует зарплаты без существенного роста расходов.

Как сообщили корреспонденту ComNews в пресс-службе "Почты России", почтовый оператор планирует распространить опыт сокращения сотрудников аппарата управления для повышения зарплат в отделениях и на регионы. "Проект будет масштабирован во второй половине 2017 г." - цитируют слова генерального директора "Почты России" Дмитрия Страшнова в пресс-службе почтового оператора.

Что касается Московского филиала, то во ФГУП уточнили, что оптимизация затронет различные должности с дублированием функций, а также те, которые утратили свою актуальность в связи с автоматизацией процессов. "На первом этапе будут перераспределены функции 486 штатных единиц в аппаратах управления почтамтов", - сказали в пресс-службе "Почты России", добавив, что даты проведения и объемы следующих этапов будут озвучены позднее.

"В настоящий момент происходит пересмотр штатного расписания обособленных структурных подразделений и аппарата управления филиала, на основании которого будут приниматься решения о дальнейшей оптимизации", - пояснил руководитель отдела по работе со СМИ "Почты России" Сергей Коляда. Он напомнил, что в последний раз такая масштабная оптимизация проходила в 2015 г. Тогда оптимизация затронула около 200 сотрудников аппарата управления ФГУП.

Представитель ФГУП пояснил ComNews, что в Московском филиале почтового оператора работает 14 тыс. человек. Руководящий состав - около 2 тыс. человек. Всего в "Почте России" работает около 350 тыс. почтовых работников. "486 человек - это около 25% от общего количества, порядка 2 тыс., управленцев компании в столице", - сказал Сергей Коляда.

Что касается оптимизации кадрового состава ФГУП, то в "Почте России" рассказали, что руководством московского филиала была тщательно проанализирована организационная структура обособленных подразделений. "Оптимизация штата будет проведена с соблюдением всех требований Трудового кодекса РФ (ТК РФ). Работникам будут предложены все имеющиеся в макрорегионе Москва вакансии, соответствующие их квалификации или требующие более низкой квалификации", - отметили в пресс-службе почтового оператора.

Отмечается, что высвобожденные в ходе оптимизации денежные средства будут направлены на повышение заработных плат работникам отделений почтовой связи.

"Так, уже с 1 апреля 2017 г. для начальников отделений связи и их заместителей будет установлен прозрачный KPI (ключевой показатель эффективности), 100%-ное выполнение которого позволит увеличить совокупный доход руководителей почтовых отделений на 38% и 51% соответственно. При этом окладная часть заработной платы начальников отделений и их заместителей также вырастет в среднем на 9% и 17%", - рассказали в "Почте России".

Во ФГУП считают, что предпринятые меры помогут вывести заработные платы данной категории работников на уровень выше текущих рыночных показателей по схожим по функционалу должностям. С 1 июля также планируется по совокупному доходу вывести на максимальные рыночные оплаты позиции оператора связи и почтальона.

"Проводимая сегодня в Москве кадровая реорганизация является продолжением и составной частью масштабной программы "Почты России" по повышению управленческой эффективности и росту зарплат сотрудников основного производства", - отмечает заместитель генерального директора "Почты России" региональный управляющий Московского филиала Сергей Малышев.

Он уточнил, что особое внимание в работе почтового оператора уделяется начальникам почтовых отделений и их заместителям, к которым будет применяться новая система компетенций и профессиональных требований, направленная на повышение личной ответственности за качественную работу отделения. "Например, совокупный месячный доход начальника отделения связи повысится с сегодняшних 50 тыс. руб. в месяц до 75 тыс. руб. Все это привлечет на почту дополнительные профессиональные кадры", - уверил Сергей Малышев.

Говоря о законности проведения оптимизации, адвокат Александр Титов сказал, что оптимизация организации труда - это дело работодателя. "Трудовым кодексом определена процедура сокращения, в том числе срок предварительного уведомления и выходное пособие", - добавил он.

При этом, как отметил Александр Титов, обращений в суд по сокращению сотрудников не будет. Но иски и жалобы работников могут быть связаны с нарушением процедуры увольнения. "Например, если имеется иная работа, но она не была предложена либо работник имел приоритетное право работу сохранить. Но это скорее исключительные случаи", - поделился юрист.

Основатель и управляющий партнер юридической компании "Катков и партнеры" Алексей Катков отметил, что вероятность обращения работников в суд зависит от того, законно ли было увольнение. "Судя по информации о предложении других должностей, речь идет об увольнении по сокращению штата (п.2 ст.81 ТК РФ). В данном случае работодателю придется соблюсти немало формальностей, однако если он выполнит это, работнику вряд ли удастся избежать увольнения", - рассказал ComNews Павел Катков.

Что касается обращений в Трудовую инспекцию, то и на этот вопрос ответ тот же - было ли увольнение законным. Как правило, добавил Павел Катков, в таких ситуациях работнику предлагают на выбор или сокращение, или расторжение трудового договора по соглашению сторон (ст.78 ТК РФ).

"Важно, чтобы выплаты в подобных случаях, по обоим сценариям расставания с работником, позволяли ему безболезненно найти новую работу и продержаться до первой зарплаты - это момент чисто человеческий, и он очень весом", - заключил юрист.

Начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Георгий Ващенко в разговоре с корреспондентом ComNews сказал, что не ожидает скорого положительного эффекта от сокращения некоторых позиций в "Почте России".

"Есть примеры, когда через три года после начала сокращений в крупном холдинге 50% персонала расходы на него уменьшились на 5%. Однако сокращение выглядит логичным, "Почта" сможет перераспределить порядка 150 млн руб. в год на повышение зарплат рядовым сотрудникам, то есть индексирует зарплаты без существенного роста расходов", - сказал Георгий Ващенко.

Эксперт предположил, что большого количества жалоб не последует в связи с оптимизацией в "Почте России". "Многие сотрудники могут быть выведены на аутсорсинг или отправлены на пенсию. Технологии кадровой оптимизации в крупных корпорациях достаточно хорошо отработаны. В отделениях вряд ли будут большие сокращения, полагаю, что основная оптимизация затронет только центральный аппарат", - заключил он.

Как рассказали корреспонденту ComNews в пресс-службе рекрутинговой компании SuperJob (ООО "СуперДжоб"), автоматизация труда сотрудников, выполняющих стандартные обязанности и решающих задачи по определенному алгоритму, - это тренд, который будет только нарастать в ближайшие годы. "В первую очередь он коснется бухгалтеров начального уровня, специалистов по бумажному документообороту, сотрудников контакт- и call-центов и всех подобных специальностей. При этом компании будут повышать требования к квалификации действующих и новых сотрудников, внедрять системы оценки и мотивации, создавать условия непрерывного профессионального развития", - поделились в SuperJob.

Как ранее сообщал ComNews, с 1 декабря 2015 г. "Почта России" повысила заработную плату для сотрудников почтовых отделений в 17 филиалах макрорегиональных центров и городов-миллионников (см. новость ComNews от 19 апреля 2016 г.). С 2013 г. по 2015 г. рост средней зарплаты составил 13% - с 16,7 тыс. руб. до 18,8 тыс. руб. в месяц на одного работника.

С 1 февраля 2016 г. в остальных 65 филиалах "Почты", в том числе в Москве и Московской области, стартовал второй этап повышения зарплат для сотрудников почтовых отделений, а также производственного персонала почтамтов и сотрудников логистических центров. Повышение составило в среднем 10% по предприятию.

Под конец 2016 г. ФГУП планировало направить более 6 млрд руб. на увеличение зарплат.

Генеральный директор "Почты России" Дмитрий Страшнов ранее сообщал в интервью изданию "Ведомости", что за последние четыре года "Почта России" увеличила фонд оплаты труда сотрудникам более чем на 22 млрд руб., из них в 2016 г. - на 8,3 млрд. В результате с 2013 г. средняя зарплата выросла на 25,4%, с 16 700 руб. до 20 900 руб. в месяц (см. новость ComNews от 9 марта 2017 г.).

"Цифра кажется небольшой, но важно понимать, что у нас огромный штат почтальонов, работающих в сельской местности на неполную ставку. Нас принято критиковать, что некоторые почтальоны на селе получают по 5-6 тыс. руб. в месяц. Но надо учитывать, что де-факто они работают три раза в неделю по три часа", - рассказывал ранее глава "Почты России".

Он отмечал, что в крупных компаниях, связанных со сферой услуг, большая часть сотрудников - линейный персонал с невысокими доходами, что влияет на показатель средней зарплаты. А, например, в отраслях, связанных с банковской сферой, добычей или переработкой ресурсов, велика доля квалифицированных, офисных сотрудников. В результате средняя зарплата в таких компаниях выше.

"При этом если сравнить аналогичные позиции, например, начальника почтового отделения и начальника банковского офиса, то разница в зарплатах сегодня составляет не более 25-30%", - говорил ранее Дмитрий Страшнов. Он подчеркивал, что задача "Почты России" - максимально быстро выровнять зарплату руководителям отделений, чтобы привлечь квалифицированные кадры с рынка.